Энергообъединение против Европы

17/05/2007 Юрий СИМОНЯН

Судьба Транскаспийской энергетической магистрали оказалась под большим вопросом. 11 мая президенты России, Казахстана и Туркмении подписали в Ашхабаде договор о строительстве нового газопровода, который пройдет по восточному берегу Каспийского моря. Новая труба призвана обеспечить газом европейкий рынок. А это в свою очередь серьезно принижает значимость планируемой Траскаспийского трубопровода, который согласно планам свяжет по дну крупнейшего в мире озера его восточный и западный берега с дальнейшим выводом природного газа через территории Азербайджана и Грузии на европейские рынки. Эксперты считают, что Россия готова на все, чтобы сохранить влияние в Европе и Центральной Азии.

Встречу трех лидеров в Туркмении европейская пресса квалифицирует как энергетическое объединение. Понятно, что проект, роджившийся 11 мая, радикально противостоит энергетическим интересам США и Европы. Эксперт по энергетическим вопросам Гия Хухашвили говорит, что Россия использует все ресурсы для сохранения политического влияния. «Кремль действует очень быстро, так как для него вышеупомянутый вопрос носит больше политический, чем экономический характер. Факт, что сегодня фронтовая линия между США и Россией проходит именно по инфраструктурным проектам. Это схватка гигантов для сохранения и расширения сферы влияния», – считает Хухашвили.

Эксперт называет настораживающим заявление президента Казахстана, прозвучавшее несколько дней назад. Нурсултан Назарбаев заявил, что его страна в Транскаспийском проекте не будет участвовать. «Строительство Транскаспийской газовой магистрали приведет к потере Россией статуса монополиста. Во избежание этого Россия в энергетическое противостояние с Западом втянула Казахстан и Туркмению. Это подтверждает заявление Назарбаева о том, что его страна воздерживается от участия в Транскаспийском проекте», – подчеркнул Хухашвили.

Понятно, что страны ЕС большие надежды возлагают именно на Транскаспийскую магистраль. Россия сразу же учуяла опасность этого проекта. В высоких кругах поговаривают, что Москва использовала все свои возможности, чтобы препятствовать реализации проекта, вплоть до внесения противоречий между будущими участниками проекта – Казахстаном, Азербайджаном и Грузией.

Некоторое время назад президент Азербайджана Ильхам Алиев объявил, что казахстанская нефть не будет транспортироваться по трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан. «Этот нефтепровод предназначен для транспортировки азербайджанской нефти», – заявил он на заседании правительства, посвященного итогам первого квартала 2007 года.

Специалисты говорят о том, что после заключенного российско-казахско-туркменского договора Европа по-прежнему будет оставаться в зависимости от непредсказумой российской газовой политики и, соответственно, под давлением Кремля. Правда, некоторый оптимизм для европейцев породило заявление президента Туркмении Гурбангулы Бердымухаммедова о том, что Ашхабад, как большинство стран мира стремится к диверсификации своих энергетических инфраструктур. Иначе говоря, Туркмения, обладающая гигантскими запасами «голубого топлива», послала месседж Западу, свидетельствующий о готовности к сотрудничеству. Сомнений в том, что его услышат, и скоро начнется серия визитов в Ашхабад европейских лидеров, почти нет.