Время от времени некоторые из наших политических деятелей высказывают мнение, будто мы и наши соседи (неприятели) азербайджанцы несовместимы. С большим трудом осознавая несовместимость человека с человеком и нации с нацией, можно представить, скажем, армяне и норвежцы несовместимы, но вот несовместимость армян с азербайджанцами, армян с каким-нибудь из народов бывшего СССР в голове просто не умещается.
В эти дни, когда в соседней (неприятельской) стране все накаляются предвыборные страсти (6-го ноября в Азербайджане пройдут парламентские выборы), количество фактов совместимости возрастает. Читаешь азербайджанскую или неазербайджанскую Интернет-прессу и думаешь: а чем мы не азербайджанцы или чем азербайджанцы – не армяне?
Предвыборная картина та же, вся разница только в именах и названиях. Азербайджанский депутат в кандидаты бьет тревогу по поводу того, что на его избирательном участке директора школ заставляют учителей и родителей учеников голосовать только за представителей власти. Знакомая картина. Непривычен только адресат жалобы кандидата в депутаты. Вот тут они действительно здорово отстали от нас: бедняга еще не знает, что по поводу беззаконий кандидата от власти нельзя апеллировать к самому главе власти. У нас это давно уже известно.
Азербайджанский мониторинговый центр «Рей» публикует результаты социологического опроса. Оказывается, что если бы президентские выборы состоялись в конце октября, то 83,4 процента из 1517 опрошенных выбрали бы Ильхама Алиева. В то же время 68,2 процента из них заявили, что относятся к арестам и снятиям с должностей высокопоставленных должностных лиц очень хорошо, а еще 12 процентов – просто хорошо. Если суммировать количество относящихся очень хорошо и просто хорошо, то приблизительно получится то самое число избирателей, которые предпочли бы правящую партию «Ени Азербайджан». Это информация завершается сообщением, что мониторинговый центр «Рей» пользуется высоким покровительством президента страны.
Знакомо, не так ли? Только вот ничего не поделать: социология – «точная» наука и совершенно не национальная. Ненациональна и живопись, возможности которой самым активным образом используются и там, и здесь.
Как здесь, так и там звучит один и тот же американский рефрен: «Демократия, демократия и ничего, кроме демократии!» И прежде чем пойти на бойкот выборов, сопровождающихся насилием, арестами и шантажом, воодушевленная этим девизом оппозиция притормаживает, чтобы окончательно уточнить, что подразумевают под демократией твердящие об этом американцы. А американцы говорят – «если». И чтобы не портить отношения с американцами, азербайджанские оппозиционеры сваливают всю вину на русских – забывая, по большому счету, о своей свободе и независимости и суверенности. И здесь тоже, кажется, все одинаково.
Но самым одинаковым в этой ситуации является разделитель двух народов и государств – проблема Карабаха, которая и там, и здесь забывается в предвыборном угаре. Но ведь именно он – главная причина нашей несовместимости!