Отношения живущих в Грузии армян с властями в последнее время заметно обострились. Примерно месяц назад в Джавахети полицейский почему-то решил, что, если мотоциклист не останавливается на его отмашку, то надо стрелять. Выстрел оказался метким и роковым для 30-летнего отца двух детей. В ходе разбирательств звучала дикость – дескать, превысивший полномочия полицейский-грузин не знал, что стреляет в армянина. Возникает вопрос: а если бы знал, что мотоциклист – по национальности армянин, он бы не выстрелил? А если б он оказался грузином, абхазом, осетином, евреем, русским и т.д. то, что с того – он бы выстрелил и это не было бы превышением полномочий?! Или как?
Потом форменное оскорбление армянам (и не только) нанес мажоритарный депутат парламента Бесо Джугели. Случилось это когда народные избранники Грузии в поисках еще одного способа выколотить деньги из народа додумались ввести повышенный налог на недвижимость в историческом центре Тбилиси. По их задумке, люди, испокон веку живущие в старых тбилисских кварталах, помимо налога на собственную занимаемую жилплощадь, должны дополнительно платить за то, что живут в этой самой исторической части. Сумма получается немалая – около 3 лари (почти 2 доллара) за квадратный метр. Изъятые деньги вроде должны быть использованы для поддержания старого города в виде, радующем глаз иностранным туристам. В качестве примера инициаторы нововведения стали приводить хорватский Дубровник. Но при этом дружно «забыли», что в этом Дубровнике реально существующий повышенный налог платят не жители исторического центра, а фирмы и компании, арендующие там площади под свои офисы. Если же жители Сололаки, Мейдана и других старых тбилисских кварталов не смогут выплачивать определенную сумму, то должны будут покинуть дома, которые построили или в которые вселились их предки. Замысел хитрый. Во-первых, большинство зданий в этих кварталах действительно нуждается в серьезной реконструкции, и придуман путь, как это сделать без нагрузки на бюджет. Во-вторых, в этих самых исторических кварталах живет очень много негрузин: армян, азербайджанцев, курдов, евреев. Это обстоятельство всегда служило поводом для порой безосновательных суждений о том, что грузинскую столицу строили и обживали не грузины. Расселение нынешних жителей по другим районам Тбилиси (очевидно, так называемым спальным массивам) положит в недалеком будущем конец спорам относительно тбилисских аборигенов. Так вот мажоритарный депутат Джугели взял и ляпнул, что совсем необязательно, чтобы какой-нибудь Микиртум жил веками в Сололаки. Спустя несколько дней он в передаче радиостанции «Имеди» на соответствующий вопрос ведущего призвал рассматриваемый законопроект не рассматривать как антигрузинский, потому как в исторических кварталах Тбилиси живут в основном армяне, курды, азербайджанцы. Примечательно, что на высказывания депутата не отреагировали ни коллеги по законодательному цеху, ни представители исполнительной власти, ни грузинская общственность, а только неправительственная организация «Многонациональная Грузия», потребовавшая от Джугели публичных извинений. Он в итоге их принес, но в таком виде и контексте, что лучше б и не приносил их вовсе.
Наконец, несколько дней назад организация «Единый Джавахк» распространила заявление, в котором обвинила центральные власти Грузии в дискриминационной политике, осущестлвяемой по национальному признаку, пригрозила дестабилизационными процессами, а ответственность за это возложила именно на власти. Поводом для жесткого заявления ахалкалакских армян послужил инцидент, произошедший 24 апреля. Местные армяне отметили День памяти, а после мероприятия произошла стычка между членом «Единого Джавахка» неким Андраником Абеляном и водителем местного прокурора – по одной из версий, грузином. На помощь Абеляну пришли состоящие в той же организации бывший мэр Ахалкалаки Наири Ирицян и Артур Погосян. В тот же вечер оба последних были арестованы. Позднее Ирицяна освободили условно, а Погосяна перевели в тбилисский следственный изолятор. Произошедшее «Единый Джавахк» в своем заявлении назвал заранее подготовленной провокацией и потребовал скорейшего освобождения Погосяна, пригрозив, что в противном случае в регионе могут начаться дестабилизационные процессы.
Признавая серьезность положения, ошибки властей в национальной политике, политолог Паата Закареишвили все-таки исключает возможность серьезных волнений в Джавахети. «Меня очень интересует, почему Артура Погосяна перевели в тбилисский изолятор? Ведь именно это придало инциденту политический контекст. Что же касается заявлений о дестабилизации, то такие заявления звучали и когда из региона выводилась российская военная база, но, к счастью, ничего не произошло. Не думаю, что сейчас будут серьезные волнения», – считает Закареишвили.
Скорее всего, он прав. Очень хочется в это верить. Но не надо забывать и о том, что чаша терпения наполняется не сразу, а постепенно. И упомянутые три случая, вероятно, стали очередными тремя каплями.