Принципиальная сделка состоялась

06/05/2007 Армен БАГДАСАРЯН

Результаты исследования различных организаций оказываются проиворечивыми. С одной стороны, выясняется, что более чем 85% населения уверены, что власти по уши погрязли в коррупции, с другой стороны, более чем 40% общества готовы отдать свои голоса либо РПА, либо БА. Естественно, власти считают результаты первых заказом, а оппозиция находит заказными результаты второго опроса.

На самом деле не исключено, чтобы результаты обоих опросов были реальными. А это уже означает, что у нашего общества серьезные проблемы с логикой. Однако эта тема у нас, обычно, не затрагивается, поскольку принято полагать, что наше общество ни в чем не виновато, что оно цивилизовано до высшей степени и чрезмерно мудро, а во всем виноваты власти и политические партии. Не спорим, может оно и так. Критика общественного мнения – неблагодарное дело. Несколько дней назад жители двух элитарных зданий в центре города говорили, что отдадут свои голоса за тех, кто придет и благоустроит их двор. В том, что эти дворы до сих пор не благоустроены, винованы, конечно, власти, но это не имеет значения: если сейчас власти придут и отремонтируют, они удостоятся голосов избирателей. Что и говорить, это высшее проявление гражданского сознания.

Вы видели, как рядовой водитель водит машину в Ереване. Он непрестанно ругает незаконопослушных водителей и жалуется, что “каждый водит, как хочет”. Естественно, при каждом удобном случае он сам нарушает правила. Подходит инспектор. Он тут же сходит с машины и пытается войти в сделку: входит под руку инспектора, пытается отвести его в сторону и положить ему в карман деньги. Не имеет значение, удается ему это или нет. В обоих случаях водитель продолжает путь, ругая инспектора.

Точно также рядовой избиратель поступает с провластными партиями: сначала ругает (скажем, за то, что двор не благоустроен), затем продолжает ругать, независимо от того, состоялась сделка или нет. Если состоялась, значит ругает за незаконную сделку, если не состоялась – за неблагоустроенный двор.

В целом, большая часть избирателй голосует за оппозицию не потому, что верит в ее силы и доверяет ей будущее станы, а потому, что недовольна властями и мстит им. А те, кто недоволен оппозицией, мстят ей, голосуя за властей или попросту не участвуя в выборах.

Рядовой (если можно сказать, “среднестатистический”) избиратель имеет особенность: не верит ни провластным силам, ни оппозиции. Более того, для не- доверия властям есть все основания. Если какая-то партия 9 лет входила в коалицию, и в течение этих 9 лет уровень коррупции возрос (о чем свидетельствуют все без исключения исследования), как можно верить членам этой партии, что они искоренят коррупцию. Тот же “среднестатистический” избиратель не верит и оппозиции, и реагируют на их пламенные речи с усмешкой: “теперь эти хотят прийти и начать грабить”.

Почему реакция такова. Потому что так оно и будет: придя к власти, они продолжат грабеж.. Назначьте водителя, дающего взятки инспектору, инспектором, он начнет брать взятки. А честным инспектором будет тот рядовой водитель, который при нарушении правила, позволяет, чтобы ему выписали штраф, а не подсовывает инспектору взятку.

Будут ли предстоящие выборы по сравнению с прошедшими“шагом вперед” или двумя шагами вперед, не столь важно. Власти, кажется, уже приняли “принципиальное” решение, что в ближайшие годы Армения должна руководиться не законами, а “по-честному”, а законы должны носить фиктивный характер, для того, чтобы прикрываться ими перед мировой общественностью. Потому, несмотря на то, что закон запрещает использование государственных и административных зданий для предвыборной агитации, провластные партии вывешивают на этих зданиях свои предвыборные плакаты и, стоя под ними, говорят о том, как они впредь будут руководствоваться законами. Ведь главное – “принципиальное решение”, если даже нарушатся несколько законов. Кому они вредят …