В аспекте публикации статистических данных, в особенности, государственных статистических данным, мы стали самыми организованными лидерами в регионе. Все государственные структуры, как правила, предоставляют статистические данные о своей деятельности по установленной законом отчетности. Все эти публикации напоминают фразу “у меня две новости: хорошая и плохая”.
Последний отчет министерства Экономики и финансов был из этого ряда.
Официально представлены статистические данные о доходах первого квартала 2007 года. Как и в прошлом, на этот раз правительству удалось обеспечить доходы выше намеченного. Рост показателей снова двузначный – около 35% )по сравнению с тем же периодом прошлого года). В бюджет вошло 111 млрд драм. По сравнению с прошлым годом по части налогов на прибыль собрано на 858 млн драм больше. Доля налогов на прибыль по части налоговых доходов состалива 9,4%. Рост налогов на прибыль, безусловно, положительная характеристика. Это о хорошей новости.
Теперь о плохой. Основная часть налоговых доходов обеспечивается за счет косвенного налогооблажения. Первым и основным из них является налог на добавочную стоимость (НДС). ВНП обеспечивает почти половину доходов. Обычно такие показатели отмечаются у стран со слабой системой сбора налогов.
По сравнению с прошлым годом доходы от акцизных налогов снизились на 6%, следовательно, в статье доходов доля этого вида налогов продолжает падать. С одной стороны, это можно расценить как положительный факт, будто экономика, налоговое законодательство и администрирование в стране настолько преуспели, что косвенные налоги сокращаются. Однако даже власти не идут на подобные розовые объяснения. Официальное разъяснение прозаично: оно “ в основном обусловлено снижением уровня налогов от реализуемой в стране алкогольной продукции, а также импортом табачных изделий и снижением объемов производства”. С этим невеселым обоснованием можно согласиться, но частично. Качество алкоголя местного производства уступает импортной продукции, в частности, украинской, булорусской, российской, больше, чем ценой. Следовательно, реализуется все меньше и меньше. Однако со следующим официальным утверждением трудно согласиться. Во-первых, действительно возможно, чтобы объемы местного производства табака сократились. По данным налоговых служб, табачное производство в этом году уплатило меньше налогов, чем в прошлом. Однако отмечается, что сократились также инвестиции. Вряд ли этот факт воодушевит инициатора борьбы с курением, депутата НС Грануш Акопян.
К сожалению, мероприятия по борьбе с курением не могли обеспечить заметного влияния. Объемы производства и реализации местного табачного производства могут иметь две причины: либо по причине новой волны эмиграции уменьшилось число курильщиков, либо в сфере возросла не облагаемая налогами, теневая часть. Очевидно, что власти не согласятся ни с одним из обоснований. Они предпочтут говорить о сфере, обеспечивающей двузначный рост. К примеру о том, что по сравнению с прошлым годом природоохранные взносы “возросли на 10,5% или на 247,5 млн драм, что обеспечено за счет роста уровня налогов”. Этот двузначный рост можно расценить, как “скромный”. Действительно, его трудно совместить со многими статистическими данными. В сране, где рост строительства составляет 40%, природоохранные взносы растут настолько медленно, что для всех становятся очевидными объемы тени в этой сфере. Очевидны для всех, но только не для борющихся с коррупцией родных властей. Часть расходов в отчете министерства Экономики и финансов составляет незначительное место. Здесь зарегистрированы два основных факта. “По сравнению с тем же периодом прошлого года расходы бюджета увеличились на 16,4%, что составляет 13,1 млрд драм”. Следующий факт еще более забавен. По части расходов план первого квартала выполнен на 107,5%. Фактически, наше правительство намного скромнее экономики и демонстрирует лишь однозначный рост – 7%. Взамен по части расходов зафиксировано недовыполнение на 21,4%. Этот факт также невозможно назвать однозначно положительным или отрицательным. В последние годы правительство не накопило бюджетных долгов. То есть, правительство вовремя выполняет свои обязательства по выплате пенсий, пособий и зарплат. Следовательно, можно предположить, что недовыполнение идет за счет недостаточных сборов. Именно поэтому можно предположить, что в предвыборный период правительство не пошло на популизм по части внеочередных или авансовых выплат бюджетных средств. Потому я позволю себе повторить сказанное в отношении статистических публикаций: все они напоминают анекдот, начинающийся предложением “У меня две новости – хорошая и плохая”.