Армяно-китайские отношения

01/05/2007 Алина ПОГОСЯН

Сопредседатель армяно-китайской Межправительственной комиссии, начальник Европейского управления министерства Торговли Китая Сю Тункай заявил на днях, что в конце текущего года совместное армяно-китайское предприятие “Наирит Шанс” начнет выпускать искусственный каучук. Китайцы “удивили” армян тем, что инвестировали в совместное предприятие 26 млн долларов. Возможно, это должно было стать причиной нашей радости, если бы не горькое прошлое, связанное с этой сделкой.

Многочисленные документы, связанные с этим прошлым, предоставил нам бывший заведующий либораторией технологии каучука научного центра “Наирит” Зильберт Мурадян, после исследования которых представляем краткую суть дела.

В 1999 году китайцы предложили Армении продавать им ежегодно 15.000 тонн каучука. Правительство Армении не могло не откликнуться на предложение, и в 2000 году в командировку в Китай был отправлен Альберт Сукиасян, который в 1992-96 годах работал на должности директора “Наирита”. В эти годы он был начальником химического отдела завода, а в настоящее время является директором завода “Наирит-2”. В ходе переговоров армянская сторона предложила китайцам не закупать каучук из Армении, а создать совместное предприятие. В Армении эту перспективу считали провальной, мотивируя это отсутствием энергетических ресурсов и дорог. Согласно договору о совместном предприятии, армянская сторона обязалась инвестировать 14 млн долларов, что составляло 40% акций предприятия. По специальному решению правительства, эта сумма должна была быть компенсирована снятием с производства “Наирита” оборудования третьей производственной линии и передачи его Китаю. Так называемое третье производство завод приобрел в 1976 году, которое было окончательно пущено в ход в 1986 году. В отличие от двух остальных производственных линий “Наирита”, эта линия была продукцией японской фирмы “Дюпон” и была в довольно свежем состоянии. Третья линия позволяла “Наириту” ежегодно производить 50 тысяч тонн каучука (в настоящее время производится 8 тысяч тонн), и по подсчетам нашего правительства, наличие этой линии было полностью обоснованным. Кроме того, бытовало мнение, что при необходимости эту линию можно было очень дешево и быстро восстановить. Сегодня уже очевидно, что отданное по такой простой арифметике невозможно вернуть. В этой сделке был сильно заинтересован также Китай, где уже имелись два старых производства, и эта страна желала скорейшей переброски производственной линии к себе. Сказанное очевидно из письма компании “Шансии” по производству хлоропренового каучука, направленного в посольство КНР в Армении, в котором говорилось: “ С 1998 года потребность в хлоропреновом каучуке в Китае и соседних государствах превышает уровень производства. Несмотря на то, что две китайские компании по его производству работают в полную мощность, это не удовлетворяет потребностей рынка. В настоящее время создалась прекрасная возможность для внедрения “Наирита” на китайский рынок. Просим предоставить данные людей, командированных в Китай со стороны “Наирита”.
Кто поехал с армянской строны и что обсуждалось в ходе переговоров, теперь несущественно. Важно то, что в результате “Шансии” были переданы “Наирит-1” и часть оборудования третьей производственной линии фирмы “Дюпон” и документация производства каучука по технологии этой фирмы и рецепты производства лицензионного каучука. Только за эти документы “Наирит” в свое время уплатил “Дюпону” 23 млн долларов. Между тем, в решении правительства относительно оборудования отмечено, что они не действуют, а в письме работников “Наирита” на имя президента и всех уполномоченных инстанций говорится, что оборудование было снято с действующих потоков. Экономически рациональнее было продать производство полностью, чем оборудование в отдельности. Именно поэтому общая стоимость этого оборудования была оценена в 5 млн долларов, что не соответствует реальной цене линии. Для приобретения подобной линии “Наириту” необходимо около 30 млн долларов. К такому выводу пришли специалисты в результате переговоров с японской фирмой “Кобе Стил”. А теперь уже бывший замминистра Промышленности, принявший руководство “Наиритом” Ашот Шахназарян говорит, что в дальнейшем для приобретения оборудования будет необходимо около 1 млн долларов. Как видим, Шахназарян ошибся в своих расчетах лишь в 30 раз. Рано или поздно, при увеличении объемов производства, завод будет вынужден пойти на эти затраты. Согласно договору о совместном производстве, Китай обязался выплачивать Армении ежегодно 4 млн долларов еще с 2004 года. Как видно, обещания по части сроков запоздали на три года.

Еще из одного письма видно, что армяно-китайский договор заключен на 17 лет. 7 их них уже прошли. На протяжении остальных 10 лет Армения получит прибыль в размере 40 млн долларов. Если снять затраты – 25+5+30 (технологии “Дюпона”, оборудование и новая линия), получается 58 млн долларов, то есть, ущерб на 18 млн долларов. Самое интересное в том, что все руководители “Наирита” входили в споры с министерством Промышленности, и отказ от инвестиций и управления заводом возникали именно из-за демонтажа производства. Может, лишь через 10 лет высшие круги Армении скажут публично, что же выиграло государство Армения от этой сделки. А то, что выиграли отдельные личности, нет никаких сомнений.