Если вы заметили, каждый раз перед выборами в Армении обнаруживаются “враги народа”. На этот раз эта роль выпала Артуру Багдасаряну, который во время “частной беседы” с британским дипломатом пытался убедить, что было бы неплохо, если бы Запад сделал в отношении предстоящих парламентских выборов жесткие заявления и оказать давление на власти Армении. Общее впечатление, конечно, отвратительное, однако заметим, что явление это не новое, просто меняются исполнители ролей.
Помните выборы 1996 года. А помните, как в прессе оказалась стенография “празднества” в селе Аршалуйс. Общество тогда обратило внимание лишь на экзотические моменты (по части Клинтона), между тем реальность была совершенно иной. Если не ошибаюсь, Вано Сирадегян сказал тогда, что лишь после выборов они выяснили, что Запад предоставил оппозиции 10-12 млн долларов, и ради этой суммы оппозиция втянула Армению в волнения и т.д. А помните оппозицию: АРФД,НДС, Демпартию и т.д. Именно эти силы хотели “ввезти парня из заграницы”, в результате чего они так ничего и не добились (кроме АРФД), а международные позиции Армении ослабли.
Однако вернемся к “случайно” подслушанной и столь же “случайно” оказавшейся на страницах прессы беседы.
Позиция властей по этому поводу четкая: “Да, мы фальсифицировали и продолжим фальсифицировать выборы. Но вы не высылайте нам парня из заграницы. Можете, боритесь сами. Нельзя выставлять наше грязное белье на обозрение мира”. Эта позиция, кстати, тоже не нова. Власти всегда подвергали народ шантажу, угрожая” что “если оппозиция сильно активизируется и расшатает внутреннюю стабильность, это станет препятствием на пути решения проблемы Карабаха, потому любая акция протеста против власти становится ударом в спину по Карабаху”. Заметим, что этот простейший шантаж часто имеет большой эффект, и “конструктивная оппозиция” с удовольствием принимает правила игры.
Теперь коснемся Артура Багдасаряна. Дело в том, что во всей этой истории есть две концептуальные ошибки. Западу безразлична демократия в Армении, его абсолютно не интересует этот вопрос. Иногда они говорят об этом открытым текстом, что их больше интересуют не демократические процессы, а урегулирование карабахской проблемы. То есть, Артур Багдасарян обратился не по адресу: жалобы на фальсификации их не интересуют. А другое “недоразумение” в том, что уровень демократии в Армении также не интересует Артура Багдасаряна. Нет необходимости напоминать, с какой именно территории войска напали на народ в 2004 году. Взамен напомним, что после провалившегося референдума по Конституции ОЕ особенно не жаловалась, а Егине Бишарян просто заявляла, что она будет голосовать открыто. То есть, ОЕ озабочена не демократическими процессами. Просто на этот раз они хотят войти в парламент не по “добру” властей, а за счет давления Запада.
Конечно, все это нехорошо, однако мы уверены, что здесь не может быть речи о “врагах народа” или “разглашении государственной тайны”. О какой тайне идет речь. Кто не знает о том, что власти фальсифицируют выборы. Подойдите на улице к любому подростку выше 12 лет, и он подробно разъяснит вам, какая партия какие раздает предвыборные взятки, сколько стоит телеэфир, кто собирает паспорта их родителей и т.д. Потому, Артура Багдасаряна можно обвинить лишь в выборе неверной стратегии. Он представил заявку на “демократического прозападного лидера”, не осознав, что Западу это не нужно. В результате оказался в неприглядной ситуации.
Кроме того, вся эта история нисколько не является черным пиаром против ОЕ. Скорее всего, это черный пиар против политики Запада в отношении Армении. А это уже намного серьезнее.