На протяжении всей этой недели в разных частях постсоветского пространства пройдут мероприятия, посвященные Геноциду армян в Османской империи в 1915 г. Наиболее впечатляющие, кроме самой Армении, ожидаются в России, Украине, Грузии.
Армянские молодежные организации Москвы за неделю объявили о том, что 24 апреля планируют провести ряд мероприятий и акций. В их заявлении говорится: «92 года назад Правительством Османской Турции было совершено чудовищное преступление – Геноцид армянского народа на его исторической родине. В течение 1915-1923 гг. были зверски истреблены не только более 1,5 миллиона мирного населения армян, но и значительное число греков, арабов, ассирийцев, курдов и других коренных народов региона… За год до Геноцида армян в Турции – в 1914 году – на территории Османской империи и Западной Армении насчитывалось более 2500 церквей. После Геноцида их осталось чуть более 900, из коих почти 500 были впоследствии стерты с лица земли, более 250 представляют собой руины и почти 200 нуждаются в восстановлении».
В московском храме «Сурб Хач» накануне 24 апреля состоялось траурное бдение памяти жертв Геноцида, панихида, были показаны короткометражные документальные фильмы «Восхождение на Арарат», «Армин Вегнер – фотограф геноцида», «Паломничество в Западную Армению». А уже 24 апреля состоялось поминальное богослужение. В этот же день у посольства Турции в России прошел митинг памяти.
В Тбилиси армянский центр сотрудничества Грузии (АЦСГ) у здания посольства Турции в Тбилиси устроил мирную акцию протеста с факелами – «Пламя памяти и борьбы». В своем заявлении АЦСГ заостряет внимание на том, что в ночь с 23 на 24 апреля в Константинополе были арестованы, а затем убиты представители армянской интеллигенции: более 800 писателей, художников, адвокатов и представителей духовенства – армянское население Турции в один день оказалось лишено своей интеллигенции и духовных пастырей. За этим последовала массовая депортация армян из всех провинций Османской империи и спланированный заранее геноцид. В армянских церквах Грузии также прошли поминальные богослужения.
Правительство Крыма «отдало» на печальные мероприятия целых три дня с 21 по 24 апреля. На украинском полуострове в эти дни были проведены круглый стол, траурное шествие, литургии. «Каждая армянская община, как и армянское государство, всеми силами и возможностями добиваются признания всем мировым сообществом и, прежде всего, Турцией факта геноцида», – сказала журналистам заместитель председателя Комитета армянской молодежи Крыма (КАМК) по связям с общественностью Карина Хачанян. По ее словам, Верховный совет Крыма постановил считать 24 апреля Днем памяти жертв трагедии армянского народа.
Инициатива Крыма «нашла продолжение» в США, где губернатор штата Огайо Тед Атрикленд в специальном заявлении признал геноцид армян в Османской Турции 1915 года. Таким образом, Огайо стал сороковым штатом США, признавшим геноцид. В заявлении же говорится: «Жители Огайо, призываю вас уважать память жертв геноцида армян в Османской Турции». На неделю Огайо опередила Северная Дакота. Городской совет Чикаго принял резолюцию, которую подписал мэр Ричард Дейли. Теперь и в этом штате 24 апреля объявлено Днем памяти жертв геноцида армян.
Такое расширение тем не менее не впечатляет Турцию. Анкара по-прежнему утверждает, что никакого геноцида не было и признаков того, что изменит в ближайшем времени, пока нет. Более того, Турция пытается воздействовать на правительства других стран, чтобы склонить к собственной позиции. Иногда это удается. Например, администрация США считает нецелесообразным рассматривать вопрос Геноцида, о чем неоднократно ставила в известность Сенат и Конгресс, с достаточно четким указанием причины – Турция очень серьезный партнер и портить с ним отношения нельзя, потому как это скажется по меньшей мере на кампаниях в Афганистане и Ираке, обеспечение воинских контингентов, находящихся там, происходит именно через территорию Турцию. Тем не менее, американские законодатели к вопросу Геноцида отнеслись по-своему, не особо вняв рекомендациям администрации. Надо признать, что и у части турецкой общественности в вопросе признания Геноцида настроения меняются.