Почти 10 дней назад официально стартовала предвыборная кампания. Постепенно обрисовывется, каким образом каждая сила пытается представиться общественности. Темой дискуссии на очередном заседании клуба “Прессинг” при “168 жам” был ход предвыборной агитации.
Заместитель редактора газеты Армен Багдасарян заметил, что политические процессы, кажется, перешли на агитационное поле. “То есть, мягко говоря, все политические дискуссии перешли на телеэкран (или площадь). Целую неделю я пытаюсь поставить себя на место простого избирателя и определиться, кого же избрать, и не могу, поскольку агитация делится на несколько частей: кто-то говорит о конкретных вещах, кто-то показывает ролики об имидже, кто-то обещает, что будет построен город для преступников, другие призывают восстановить Советский Союз”, – отметил Багдасарян, добавив, что есть агитация, доходящая до абсурда, есть такая, которая не говорит ни о чем. Однако, как он отметил, в рекламных роликах больше пожеланий, чем четких программ. Замредактора полагает, что было бы эффективнее, если бы политические силы представили свои подходы к решению, скажем, проблемы Карабаха, стабилизации экономики на ближайшие 5 лет и т.д.
По мнению директора компаниии “P-Art” Карена Кочаряна, партии сегодня делают то, чего хочет народ. “Элита желает знать, как будет развиваться наша страна. Но когда Баргавач Айастан занимается благотворительностью, Артур Багдасарян говорит, что вернет традиции, это делается потому, что этого хочет народ. Народ превратился в потребителя, потому все это подается ему именно в этом виде. Та же БА показывает ролики о красивой жизни, всего лишь абстракцию о светлом будущем. Этого будущего хотят все. Он отметил также, что знаком с букулетом РПА, в котором очень подробно говорится обо всем, однако кандидаты от РПА, идущие на выборы по мажоритарной системе, говорят лишь о потребительских явлениях.
В дискуссию вступил руководитель фракции РПА в НС Галуст Саакян, который с недоразумением отметил, что кое-кто, в том числе и наблюдатели, заявляют, что во время предвыборной кампании все говорят об одном и том же. По словам Саакяна, основной идеей является укрепление государственности, и в Армении не может родиться другая идея. Здесь есть лишь разница в принципах, и каждый представляет свой путь. По словам Саакяна, есть проблемы, которые невозможно “разъяснить народу”. “Об этом можно говорить в среде, где все это понимают. Для подъема объемов эскпорта недостаточно лишь желания, подобные явления естественны для страны, у которой нет дорог. Для этого нужны годы, такова ситуация”, – находит Саакян. Касаясь предвыборной агитации, он отметил, что “совершенно очевидно, что РПА не может воспользоваться популизмом, потому в программе РПА представлена реальность”. Саакян привлек внимание к стратегии руководителя партии “Новые времена” Арама Карапетяна”, которые собрал вместе все обвинения оппозиции о нелегитимности преступности, коррумпированности властей, и сегодня говорит те же слова в отношении отдельных деятелей. Вся суть стратегии части власти, т.е. АРФД, заключается в следующем: “все лакомые куски создали мы, остальные дали обещания, и не сделали ничего”. “У нас нет времени отвечать каждому выступающему. Самый эффективный рычаг – это ноги. Надо идти в народ, лишь эта форма приемлема для нас”, – сказал Саакян. Он считает, что не может быть борьбы идей, поскольку идея одна. “Мы должны говорить об одном: укреплении государства”. Саакян заверил, что РПА полагает, что делая кого-то уязвимым, нельзя оказаться в выгодной позиции, потому они выступают против создания атмосферы напряженности.
Председатель Христианско-демократического возрождения Сос Гимишян, естественно, различает агитацию РПА и оппозиции, поскольку РПА является властью, и отвечает за проделанное, а оппозиция, к примеру ПХДВ попытается оценить все сделанное и представить свои подходы к решению имеющихся проблем. Мы строим свою предвыборную кампанию на том, что в стране есть некоторое позитивное продвижение. Нельзя говорить о негативном, если не видишь позитивного. Мы отметим негатив, предложим пути решения проблем. Предлагается повысить в 2,5 раз размеры пенсий. Я уверен, что за счет 10% теневой экономики можно поднять уровень пенсий в два раза”. Гишимян отметил также, что у них есть конкретный электорат, с которым они связывают надежды. Что касается конкретно проблемы Карабаха, то по мнению Гимишяна, “она решится сама по себе, если мы создадим в Армении демократическое государство”. С подобной точкой зрения не согласился Армен Багдасарян: “Простите, если я буду груб, но вы вводите народ в заблуждение. Я не верю, что проблема решится сама по себе. Другое дело, что вы говорите верную вещь: Армения должна стать демократической страной. Давайте подумаем, как сделать, чтобы сказать народу правду”. Выяснилось, что говорить народу правду не так уж и легко.
По мнению члена фракции РПА в НС Самвела Никояна, во время всех выборов политические силы идут на рынок, то есть , к спросу, т.е. на политическое поле, и говорят то, что хочет услышать народ. По славам Никояна, идеологии часто подвергаются трансформации. Вот всем мире предвыборный период считается периодом охоты за голосами, который размещается в определенных рамках законности. По мнению депутата, политические силы должны дать ответ на главные вопросы, однако есть вопросы, которые невозможно разместить в предвыборных буклетах. “Эти вопросы отражены в регламенте национальной безопасности, что и является программой действующих властей”, – отметил Никоян. – Дай Бог, чтобы предвыборная агитация продолжилась в столь же спокойной обстановке, без взаимных оскорблений и обвинений”. Как выяснилось, господин Никоян также удивлен заялением наблюдателей ОБСЕ о том, что предвыборная борьба происходит вне рамок идеологии. “Борьба идет за голоса избирателей. Естественно, после выборов каждая политическая сила должна подумать о своей идеологии, должна уточнить свою деятельность и привести ее в соответствие со своей идеологией”.
Председатель Национально-демократической партии Шаварш Кочарян отметил, что все это не касается их и народа, необходим качественно новый подход. На сказанное Армен Багдасарян заметил, что “Речь идет о высказывании или не высказывании в ходе предвыборной кампании правды. То есть осуществлять агитацию не воздействием на подсознание, а воздействием на сознание посредством четкой идеологии. Я уверен, что ваши умные мысли, высказанные в ролике, не воспринимаются, но какая-то приятная песня воспринимается”. В ответ Кочарян отметил, что тем не менее, предвыборная агитация проходит спокойно, и партии не обливают друг друга грязью, на что Гимишян сказал, что так и будет до конца, черного пиара не будет.
Однако выяснилось, что черный пиар не так уж страшен.
Во всяком случае, такого мнения придерживается обозреватель “168 жам” Ара Галоян. “Черный пиар не так уж плох, пусть говорят. В ходе кампании есть более очевидная ошибка, о которой надо говорить. К примеру, в роликах недавно созданной Молодежной партии говорится: “Не хочешь служить в армии, можешь не служить, хочешь учиться, будешь учиться, а здравоохранение будет бесплатным… Абсолютная бессмыслица”.
В дискуссию вошел преподаватель ЕГУ, политолог, специалист по пиару Тигран Акопян. Он полагает, что есть негативные предвыборные технологиии, а пиар не может быть черным. По словам Акопяна, пиар – это информационный обмен, в котором может быть и негатив, и позитив. “Иногда говорят: этот чиновник – взяточник, и он говорит, что против него применяется пиар. Это не черный пиар, это информация, которая должна быть либо опровергнута, либо подтверждена. Естественно, во время предвыборной кампании партии должны обливать друг друга грязью, должны распространять информацию, которую невозможно проверить, либо она лживая”. Акопян находит также, что фиктивная сторона капмании ( в хорошем смысле) растет у нас из года в год, то есть сейчас у нас больше качественных роликов, более верные подходы, есть даже выбор цвета, что делает их более привлектельными. Однако, по его мнению, пропала гармония вида и содержания. Он согласился с мыслью Саакяна о том, что на этот раз нет ограничений для агитации оппозиции. “Методы прямого ограничения сменились более цивильными, поскольку провластные силы получили другие рычаги, которые были использованы, к примеру, во время референдума по Конституции. Естетственно, прямых препятствий не будет, однако прогнозировать конечные результаты невозможно”, – находит Акопян. По его оценке, у той же РПА есть интересные прослойки: прослойка интеллигенции, “бренд фейсы”, которые общаются с обществом, однако в низах есть та преступная масса, которая сделает свое дело. “Говоря о преступной массе, я имею ввиду не только уличных хулиганов. Среди вашего хулиганья есть политологи, депутаты… которые сделают свое дело. То есть, сегодняшняя власть в своем виде более цивильна: можно агитировать, ездить по сельским местностям, никто не помешает. Местные руководители могут быть большими католиками, чем Папа Римский, однако те технологии, которыми обладают власти, работатют более тонко, но результаты могут быть теми же, что и при прямом давлении. То есть, результаты выборов могут не соответствовать воле народа. Я не утверждаю, но у меня есть обеспокоенность, что так оно и будет”.
В ответ на это Саакян отметил, что если в обществе есть хулиганы, их можно найти везде – где-то много, где-то мало. “Проблема в другом: я исключаю, что в день выборов в ящике забросят бюллетени, поскольку мы ведем работу в этом направлении, и возможностей стало меньше. Проблема лишь в том, чтобы не создавалось напряженности, были предупреждены столкновения, чтобы мы пошли на уступки друг другу, поменьше оскорбляли друг друга”. По мнению Саакяна, основная причина несправедливости кроется в противоречиях, которые могут оказаться в любую минуту в политических силах.
Собеседники коснулись также имевших место несколько дней назад действий “злоумышленников”, которые подорвали штабы БА. По мнению А.Галояна, это была прекрасная акция, и рейтинг этой партии повысился хотя бы на 1%, однако с этой мыслью не согласился А.Багдасарян. А по мнению Никояна, с точки зрения пиара у этой партии, имеющей имидж “самой могучей, деловой”, нет необходимости в создании мнения “мы сами взрываем, сами подрываем”, от чего ее рейтинг немного упал. Многие из присутствующих согласились с тем, что после взрывов ( а перед этим после выборов мэра Армавира) рейтинг БА несколько снизился. Акопян отметил, что не осведомлен, какие технологии применяет БА, но в пиар есть принцип: каждый сильный ранее должен получить удар, затем нанести его сам. “То есть, это умещается в данной формуле”, – заключил он. Может быть, применяется именно эта технология.