Ради близкого друга…

18/04/2007 Лилит АВАГЯН

Самой запоминающейся фразой, высказанной вице-премьером России Сергеем Ивановым во время визита в Армению, пожалуй были слова о том, что его дружественные связи с премьер-министром Сержем Саркисяном взяли свое начало в прошлом веке. В целом, в межгосударственных отношениях является принятым жестом, когда первое лицо страны или высокопоставленный чиновник заявляют перед телекамерой, что они хорошие друзья с руководителем данной страны. Когда перед телекамерами всех стран Путин напряженным тоном заявил США о том, чтобы те не навязывали свою систему ценностей всему миру, на следующий день Буш и, соответственно, Путин обменялись любезностями и заявили, что их связывает самая чистая дружба. Насколько значима личная дружба руководителей для отношений этих стран. Поскольку в случае Армении трудно представить влияние дружеских отношений на развитие экономики и политики, наша беседа с заместителем министра Иностранных Дел РА, доктором исторических наук Арменом Байбурдяном носила теоретический характер.

“В сфере международных, как и политических отношений, личностные отношения действительно имеют большое значение. Совершенно очевидно, что в ходе государственной, дипломатической деятельности люди входят во взаимоотношения, первоначальной точкой отсчета которых являются интересы государства, которые представляет данный человек. Именно этими интересами руководствуются собеседники”.

Имеющий большой стаж дипломатической работы Армен Байбурдян свидетельствует, что в ходе общения руководителей стран, представителей дипломатических плоскостей формируются определенные личные отношения. И в зависимости от теплоты и глубины этих отношений деятельность данного лица зависит продуктивность. От чего, естественно, выигрывает страна. “Однако, данное положение личных отношений имеет свои границы, которые не превосходят интереса стран. Следовательно, нельзя утверждать, что личностные отношения могут стать единственным ключем решения проблем”. Примером тому могут служить отношения между армянскими и турецкими дипломатами в дипломатическом корпусе зарубежных стран. “Так или иначе, складываются определенные отношения, однако на практике эти взаимооотношения жестко ограничены”.

Как дипломат, Армен Байбурдян работал в США, Индии. “К примеру, в Индии дорожат тем, насколько глубоко данный дипломат знает историю, философию, религию, общественную жизнь этой страны и т.д. Мой опыт позволяет мне заключить, что дипломаты, хорошо знающие данную страну и переполненные любовью к стране, в которой призваны работать, воспринимаются данной страной по-особенному, чем те, кто просто выполняет свою миссию. Очень важно также позитивное отношение к этой стране”. Поскольку господин Бабйурдян отметил, что дипломат, в данном случае, посол, не может пренебрегать интересами страны, которую он представляет, мы поинтересовались, можно ли из этого предположить, что бывший посол США в Армении Джон Эванс принизил интересы своей страны ради, скажем так, исторической справедливости.

“Как любой дипломат, Эванс руководствовался интересами своей страны. Другое дело, что в данном вопросе он проявил другой подход. В конечном итоге, да, администрация США ведет определенную политику, однако не надо забывать, что паралллельно с исполнительной властью, в США работает также законодательная, которая в настоящее время находится в стадии обсуждений. И вскоре мы увидим, какое решение получит вопрос. В плане Эванса отметим, что человеческие отношения обрели некий эмоциональный фон, и он проявил их известным образом. В ходе своей деятельности Эванс выявил ряд предположений и высказался о них, в отличие от других дипломатов, которые предпочитают промолчать”.

Несколько лет назад росийский телепублицист Владимир Познер с кислой миной спросил у собеседников, не утомляет ли их внешний вид руководителя Ирана, в особенности его нуждающийся в обновлении пиджак. Таким же образом СМИ США делают темой дискуссий ноги Госсекретаря Кондолизы Райс. При описании внешности армянского президента российские СМИ используют слово “аристократ”, очевидно путая историю армянского народа с историей Древней Греции. Если личные отношения являются в межгосударственных отношениях важным фактором, имеет ли столь же негативное влияние взаимная неприязнь. “Если общество может позволить себе обсуждать вопрос о том, сколько дней не брился президент Ирана, взирать на ноги Райс дольше дозволенного, то в дипломатии, по словам Армена Байбурдяна, есть определенный этикет, где не имеют места личностные предпочтения. Этот этикет сформировался еще в далекую эпоху Возрождения. “К примеру, в эпоху Возрождения перед послом ставились такие требования, согласно которым сегодня в мире нельзя найти ни одного дипломата. В те времена дипломат должен был не только прекрасно разбираться в международной политике, истории, философии, музыке (он должен был прекрасно петь, играть на инструментах), иметь глубокие знания по биологии, географии, математике, физике, астрономии, Сегодня в мире очень мало дипломатов, которые хорошо разбираются в теологии. А в те времена это было обязательным условием”.

О способностях армянских дипломатов в области физики, астрономии, пения и в особенности, танцев, история умалчивает, и несмотря на утверждения Армена Байбурдяна о том, что нынешняя дипломатическая школа “довольно сильная”, есть и другие мнения. В конце нашей беседы он успокоил обеспокоенных дальнейшей судьбой Армении граждан (сам Армен Байбурдян не относит себя к этим людям), что в случае возможных геополитических процессов разбросанные по всем частям света армянские дипломаты сумеют защитить интересы нашей страны.