“Народ любит все по-честному”

17/04/2007 Лусине СТЕПАНЯН

Темой наших бесед с водителями такси были предстоящие выборы и официально стартовавшая предвыборная кампания. Многие водители уже успели устать от обещаний кандидатов. Другие абсолютно безразличны и устали от всех политических процессов и кандидатов.

Тикин Арус и Дашнакцуцюн

Прошло всего несколько дней с официального начала предвыборной кампании, а водитель Вардан уже глубоко разочаровался. “Разочаровался, потому что Рубен Ахвердян был единственным певцом, под песни которого я влюбился, горевал и радовался. В воскресенье предвыборная агитация официально началась с песни в исполнении моего любимого Ахвердяна. Человек, который пел песню о тикин Арус, которую я мог петь по 100 раз в день, запел о Дашнакцуцюн. Я ошарашенно слушал песню и удивлялся, как мог Ахвердян петь о том, что дашнаки – наши вековые товарищи. Мне всегда казалось, что Ахвердян поет задушевные песни. Честно говоря, я не знаю, какой идеологии придерживается Дашнакцуцюн, но не надо было столь любимому певцу политизироваться. И потом, наши певцы дожны иметь перед народом обязательства. Пусть они скажут народу, что песня о партии – это заказ, а мы поймем, что певцы тоже хотят заработать. Мне 45 лет, я поклонник Ахвердяна, покупаю его диски, а сейчас откладываю деньги, чтобы купить его дорогостоящий диск с пенсями на слова его сказок. Было бы неплохо, если бы Ахвердян объявил, что он не является членом этой партии, а просто поет песню”, – говорит Вардан и добавляет, что членство в партии в Армении словно эпидемия. “Это нехорошее явление, и партии должны задуматься над этим. Партии настолько скомпрометировали себя, что как только кто-то входит в их ряды стараешься держаться подальше от этого человека. К примеру, зачем надо было заслуженному артисту, нашему любимому Сосу Саркисяну входить в Дашнакцуцюн. Или же в тот день среди сторонников Гагика Царукяна стоял Гуж Манукян. Они должны понять, что мы любим работников искусства, когда они свободны от политики и партий. Политические деятели настолько испачкали себя, что искусствовед, входящий в политику, компрометируется в глазах народа. Почему в советские времена певцы и работники искусства не входили в коммунистическую партию”, – сказал Вардан и продолжил свой разговор о ректоре Академии живописи Араме Исабекяне, который вошел в Баргавач Айастан. “Сын моего соседа – художник, и он сказал очень верную вещь. Во время выборов он скажет своим студентам: голосуйте за мою партию, потому что наш “папа” строит в Париже дом для нас. Словом, человек искусства не должен вступать ни в партию, ни в политику, потому что тем самым он отдаляется от народа, который не воспринимает его как своего”.

“Непонятно, за кого принимают народ”

Водитель Овик говорит, что предвыборная кампания началась давно, однако соответствующие органы ни разу не предприняли ничего, чтобы пресечь противозаконную деятельность этих кандидатов. “То, что постоянно раздают взятки и показывают это по телевизору, это разве не агитация. Почему их не наказывали, почему не применили закон. Мне смешно, когда говорят, что предвыборная кампания официально стартовала. Кандидаты в депутаты начали ее уже 5 месяцев назад, а теперь делают вид, что она разрешена законом”, – говорит Овик и с безразличием отмечает, что его совершенно не интересует, кто баллотируется по их округу и с какой программой эти партии идут в парламент. “В тот день я слушал Артура Багдасаряна, и мне было смешно. Вот вы, журналисты, почему не задаете ему вопроса, почему же он не сделал ничего, когда сидел в парламенте. Чем он был там занят. Народ однажды видел, насколько он изменил нашу жизнь, теперь должен вновь предоставить ему власть? Хотя, то, что он ушел из власти, дает основание думать, может, он действительно не мог с ними работать. Может, действительно он честен, потому не сумелостаться среди них”, – говорит Овик и удивляется, как могут политические деятели, не сделавшие для народа ничего, вновь давать какие-то обещания. “Не знаешь, за кого они принимают народ”.

Кому нужны наши голоса?

Водитель Рубен не интересуется ни выборами, ни политикой. “Потому что наша жизнь от этого не меняется. Официальная предвыборная кампания началась давно, потому и ежедневно взрывают машины, убивают, – говорит он и добавляет. – Идет борьба между Сержем и Робертом. Кому нужны наши голоса? В этой борьбе выиграет тот, у кого много денег и больше силы. А в целом всем понятно, что царем сядет Серж”.

“Знаешь сеньора Леонсио”

Продолжая тему многочисленных предвыборных стендов, водитель Сурен говорит: “Если бы у них была хоть капля человечности, они бы подумали, зачем тратить столько денег на эти щиты. Один и тот же портрет висит в 600 местах по одной улице, все знают их в лицо. Лучше бы на стоимость одного щита сделали кому-то доброе дело. Вообще наша страна похожа на старые бразильские фильмы, когда царили времена черных и белых. Помните “Рабыню Изауру”, сеньора Леонсио, этого тирана, который не давал покоя черным, вот сейчас типично такой же период. Мы – черные, власти – белые. Белые делают вид, что проводят выборы, и им нужны голоса черных. На самом деле здесь нет роли черных. К примеру, ежедневно заявляют, что стольким черным сделали столько добра, Выборы – это дело белых, а черных используют, чтобы белые выглядели белее. Мы работаем, как заклятые, а они поощряют нас, грабя бюджет. На наши деньги они печатают и вывешивают на улицах свои портреты”, – неустанно говорит водитель Сурен, рассказывая долгие истории от рабыни Изауры до Геворга Чавуша.

Сильный присоединился к сильному

Водитель Геворг постоянно слушает радио во время работы. В основном он следит за новостями радиостанции “Свобода”. Объезжающий днем и ночью город водитель говорит, что раньше всех предвыборную кампанию начала партия Баргавач Айастан показом своей благотворительности. “Водители видят и слышат много. В городе так много рекламы, что невозможно спокойно вести машину. Я так много слушал и слышал о политических деятелях и партиях, что стал разбирать, где правда, а где ложь. Есть среди них такие, которым кажется, что у нас куриные мозги, и мы не помним, о чем они говорили. Я не совсем верю Арташесу Гегамяну, но иногда он говорит верные вещи. Выделяется все же Республиканская партия. Они не похожи на грибы после дождя, стоят на своем слове. Вчера я вновь слушал слова покойного Андраника Маргаряна. Они говорят о реальных вещах…Серж Саркисян – умный деятель, возглавив эту партию, сумеет сделать многое. Сильный присоединился к сильному, скорее всего, что-нибудь да выйдет. Брат Вазгена Саркисяна – Арам тоже умно говорит, однако что он сделал, будучи в парламенте?”, – говорит водитель Геворг.

“Народ жаждет честного руководителя”

Водитель Хачик, как всегда, анализирует личность человека, прежде чем высказать мнение о нем. “В целом сегодня народ жаждет честного руководителя. Посмотрите на политических деятелей. Несколько дней назад давали интервью с Арамом Саркисяном, я даже не знал, что он брат Вазгена Саркисяна. Ведущий программы спросил у него, где же смена власти, которую они обещали. Его ответ приятно удивил меня. Он попросил у народа прощения за то, что не исполнил обещания. До сих пор я не слышал ничего подобного ни от одного политического деятеля. Значит, он великий человек, раз просит прощения у народа. Это признание смягчает сердца людей больше, чем многочисленные обещания. Я не знаком с его программой, и даже не знаю, к какой партии он принадлежит, хотелось бы, чтобы он сказал побольше, чтобы можно было лучше познакомиться с ним. А то знаем, что он был премьер-министром, но не знаем его в лицо. Скажу вам: народ сегодня нуждается в доверительном отношении к себе, чтобы с ним считались. Народ любит все по-честному”, – сказал Хачик и посоветовал кандидатам в депутаты вместо предвыборных взяток и траты больших сумм, быть откровенными с народом.