Визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Армению, состоявшийся на прошлой неделе, можно расценивать как знаковый. Дело не в том, что он посетил родственную страну (министр, как известно, наполовину армянин), и даже не в обсуждаемых серьезных проблемах, или в том, что он приехал в Ереван перед парламентскими выборами, а в том, что визит анонсировался, как посвященный 15-летию установления дипломатических отношений между двумя государствами. Ни один российский высокопоставленный деятель ни в одну из стран СНГ, а все они тоже 15 лет назад установили с Россией дипотношения, не посещал. Этот факт свидетельствует не только об отношении России к Армении, а больше о том, что Москва считает эти самые отношения образцовыми. Хотя как говорил президент Владимир Путин президенту Роберту Кочаряну: «Стыдно, что Россия не занимает первого места среди экономических партнеров Армении». Т.е. проблемы конечно же есть. Но есть признаки того, что стороны готовы их решать.
Вскоре после знаменательного события Ереван сделал важное заявление. В интервью газете «Фигаро» премьер-министр Серж Саркисян, которого, к слову, в Москве рассматривают в качестве вероятного будущего президента, заявил, что внешнеполитическим приоритетом Армении остаются стратегические отношения с Россией, а вопрос о вступлении в НАТО в повестке дня не стоит. Таким образом, у России на Южном Кавказе остается верный союзник, через которого она будет пытаться решать региональные вопросы.
В этом свете визит Сергея Лаврова в Ереван не может не озаботить Азербайджан. Отношения Баку с Москвой ухудшаются. Главная причина в том, что в энергетическом противостоянии с Россией с Азербайджан принял сторону Запада. Этот тут же отразилось на газо- и электроснабжении – Россия повысила цены, и власти Азербайджана вынуждены были отказаться от услуг «Газпрома», а с РАО «ЕЭС России» провести переговоры, добиться согласия на поставки электричества. Но вопрос его стоимости остался пока открытым. Москве однако не стоит забывать о том, что чрезмерное давление на Баку может лишить его возможности дипломатических маневров и тогда на сохранении влияния в Азербайджана можно будет поставить крест.
Между тем состояние российско-азербайджанских отношений способно отразиться на Грузии – без поддержки Азербайджана ей будет тяжело проводить нынешнюю однозначно прозападную политику. В стратегическом партнерстве этих двух южнокавказских стран появилась небольшая трещина – Баку отказался в ущерб своим интересам продолжать льготное газообеспечение Тбилиси. Небольшой размолвкой между соседями, вероятно, попытается воспользоваться Москва. Хотя на деле это будет достаточно трудно.
В любом случае, у России далеко не исчерпаны возможности сохранения Южного Кавказа в сфере своего влияния. И доказательством этого может служить недавнее заявление властей Азербайджана о том, что страна готова предоставить все возможности и всю имеющуюся инфраструктуру для осуществления энергетических проектов любой стране. В перечисленном списке Россия шла первой.