4 апреля здание городского Дома культуры Эчмиадзина было окружено множеством людей и полицией.
Полиция оградила железными решетками здание, в котором в 14:00 часов должна была продолжить свое отложенное накануне заседание избирательная комиссия, которая должна была вынести решение: регистрировать или нет выдвинутых по гражданской инициативе кандидатов Акопа Акопяна и Сусанну Арутюнян. Судя по слухам, там собрались сторонники Акопа Акопяна, которые утверждали, что комиссия получила указ из “верхов” не регистрировать Акопа Акопяна и Сусанну Арутюнян. Под возгласом “Акоп” в здание входил другой Акоп Акопян, которому показалось, что народ приветствует его, и, положив руку на сердце, несколько раз поклонился собравшимся. Огорчившись этим, народ стал кричать:”Эчмиадзинский Акоп”. Лишь тогда ереванский Акоп Акопян осознал, что народ приветствовал не его.
Итак, в беседе с нами Акопян сказал, что избирательная комиссия “потеряла” один из листков документа, представленного инициативной группой, и количество подписей, якобы, не достаточно для регистрации Акопа Акопяна и Сусанны Арутюнян. Напомним, что кандидаты, выдвинутые по гражданской инициативе, должны представить документ за подписью 50 граждан. Акопян представил 61 подпись, а список С.Арутюнян состоял из 75 подписей. По странной случайности, из представленных Акопяном и Арутюнян документов исчезли последние листы документов с подписями членов инициативной группы, и оказалось, что они представили по 50 подписей. Естественно, председатель комиссии Мовсес Карташян отрицает, что ему был представлен список на трех страницах. Однако при сдаче документов в ТИК Арутюнян получила расписку о том, что сдано три листа. История с исчезновением списков не стала бы рассматриваться тенденциозно, если бы не заявление председателя комиссии о том, что к нему подходили люди, подписавшиеся под документом инициативной группы и отказывались от своих подписей, заявив о том, что подписи оказались в списках против их воли. “Они пришли ко мне и заявили, что не принимали участия в собрании инициативной группы и не подписывались под этим документом”, – сказал Карташян и призвал 6 членов комиссии не рассматривать документов Акопяна и Арутюнян.
Выяснилось, что пропала также часть документов ереванца Акопяна, однако ему была предоставлена возможность представить недостающие документы. Во время регистрации кандидатуры Сусанны Арутюнян представитель партии “Национальное единство” Гагик Габриелян сказал, что он не уверен в недействительности подписей, потому является сторонником регистрации С.Арутюнян. А представитель НПА Артавазд Варданян сказал. “Несмотря на то, что Сусанна Арутюнян – очень близкий мне человек, а Акопа Акопяна я знаю как одного из фальсификаторов на прошлых выборах, я смотрю на вопрос как член избирательной комиссии, и считаю, что нет ничего невозможного в сборе 50 подписей, тем более, что на улице собралось так много людей. Если кто-то недоволен, пусть обратится в суд и докажет, что это не его подпись. В формальном плане нас удовлетворяет представленная ими документация. Четырьмя голосами “за” кандидатура С.Арутюнян была зарегистрировна, после чего комиссия перешла в рассмотрению кандидатуры Акопа Акопяна. Если в случае с кандидатурой С.Арутюнян председатель комиссии не применял давления на членов комиссии, то при обсуждении кандидатуры Акопяна этого не произошло. Карташян сказал, что выступает против кандидатуры Акопяна и основанием для него являются заявления тех лиц, которые в его присутствии написали заявления об отказе от своих подписей. Прежде чем поставить кандидатуру Акопяна на голосование, выступил представитель кандидата от РПА Сейрана Сарояна Борис Мкртчян. Он решил ничего не говорить в случае с С.Арутюнян, однако рассматривал причину отказа в регистрации обоих кандидатов под одним и тем же обоснованием. Тем не менее, Мкртчян призвал комиссию руководствоваться Избирательным кодексом, и если в документах Акопяна есть недоразумения и имеются заявления граждан, не регистрировать его кандидатуру. В противном случае он пригрозил поставить вопрос об изменении состава комиссии, в ответ на что секретарь комисси сказал: “Это не входит в ваши полномочия, и вы не можете указывать нам, что делать”. Представитель НЕ призвал членов комиссии верить не документам, а собравшимся на улице людям. “Мы не верим своим глазам и верим документам. Может, этим людям пригрозили, потому они пришли и отказались от своих подписей”. Представитель ОТП завил, что они не имеют право допустить рождения прецедента, поскольку это может быть использовано как наилучший метод выдворения предствителей оппозиции из предвыборной борьбы. Создавалось впечатление, что председатель комисии осознанно оттягивал регистрацию кандидатуры Акопяна до прихода на заседание представителя суда. Несмотря на все это, кандидатура Акопяна 4 голосами “за” была зарегистрирована. Напомним, что для отказа регистрации необходимо 6 голосов “против”. Однако это не понравилось председателю комиссии, которые поставил вопрос на переголосование, из чего можно заключить, что еще двое членов ТИК обещали проголосовать против кандидатуры Акопяна, и Карташян пытался оказать на них давление.
P.S. Народ, до конца ожидавший на улице решения комиссии, убедившись в регистрации кандидатур Акопяна и Арутюнян, вместе сними направился в храм Рипсиме, чтобы поставить свечи.