2 апреля в Армавире все было спокойно до тех пор, пока в суде первой инстанции Армавира не стал рассматриваться иск члена БА Араика Агабабяна по результатам выборов.
До судебного заседания
Поскольку в БА решили не раскрывать требований иска, мы решили побывать на 21-м избирательном участке и выяснить у избирательной комиссии причины недовольства кандидата. Член комиссии Гаянэ Сукиасян сообщила нам, что Агабабян недоволен списками избирателей и двойным голосованием. Как сторона-ответчик, в суде должен был выступить член ТИК, а заинтересованной стороной выступил действующий мэр города Рубен Хлхатян. Г.Сукиасян заявила в суде, что не видит оснований для аннулировния результатов выборов, поскольку в ходе выборов ТИК не получила никаких жалоб и особого мнения ввиде протокола. “Если они находят, что в списках были неточности, то эти списки на протяжении 40 дней были в их распоряжении, и они могли представить свои жалобы о неточностях в паспортный отдел Армавира”, – сказала Сукиасян, добавив, что у ТИК нет никакого отношения к избирательным спискам. “Они не знают даже, что претензии по спискам предоставляются не к ТИК, а к соответствующим органам. Это не имеет никакого отношения к нашему решению”.
До начала судебного заседания мы побывали также в предвыборном штабе Араика Агабабяна. А.Агабабян упорно не разглашал своих оснований доказательства в суде фактов включения в списки жителей других местностей либо умерших жителей. Агабабян заявил в прессе, что для достижения победы его оппоненты пошли на “авантюры”, естественно, мы поинтересовались о каких “авантюрах” идет речь.”Я имел в виду фальсификации. Они настолько многочисленны и разнообразны, что даже мои сторонники не знают о них. Я не хочу разглашать их, скажу об этом в суде”. На вопрос о том, почему они не использовали для уточнения списков прошедшие 40 дней, Агабабян ответил, что “через 40 дней составляются новые списки. Я не хочу говорить о многом. Выработан новый метод фальсификаций. После выборов были выявлены многочисленные нарушения. В выборах приняли участие жители всех сел области: приехали, проголосовали и уехали”. Однако так и не выяснилось, почему представители партии не запротоколировали нарушения. Агабабян не представил своих соображений и во время судебного заседания.
До нынешних выборов Агабабян 3 раза пытался стать мэром Армавира, дважды баллотировался кандидатом в депутаты НС, однако ему не удалось быть избранным ни разу. Впервые в качестве кандидата в мэры он баллотировался в 1999году, затем в 2002 году, в 2004 году. Попытки пройти в парламент были предприняты в 1999 и 2003 годах. И вновь безуспешно. В Армавире говорят, что он побывал в нескольких партиях, в зависимости от того, какая партия оказывалась более мощной в данный период. “С 1988 года я не состоял ни в одной партии, кроме АОД. Несколько раз меня при выдвижении поддерживали различные политические силы, однако это не означает, что я состоял в этих партиях. Но я состоял лишь в АОД и ныне являюсь членом БА. Я представляю народ, а они (противники) заняты сплетнями”, – сказал Агабабян. Несмотря на это, нам удалось выяснить, что 04.12.2001 Агабабян вошел в РПА согласно собственному заявлению. Однако через некоторое время его освободили из рядов партии. Трудно сказать, почему он ныне отказывается от своего партийного архива.
Агабабян сказал также, что все выборы заканчивались для него одним и тем же: он обращался с жалобой в суд, но его иски не удовлетворялись.
На суде
В ходе судебного заседания полномочный представитель Агабабяна заявил, что у них есть подозрения относительно 30 избирательных участков, которые воздействовали на результаты выборов. Он заявил, что численность населения Армавира составляет 28.000 человек, а в списках избирателей 26.000 человек, что не соответствует действительности. В Армавире 10.000 жителей до 18 лет. “Права голоса в Армавире могут иметь лишь 18.000 человек”, – сказал предствитель Агабабяна. Суд удовлетворил требования иска из 5 пунктов частично, приняв решение окрыть любые трио печататнных конверта ТИК и рассмотреть результаты голосования. Было решено открыть конверты 5,9 и 123 участков, и когда в зал заседания суда были внесены урны с бюллетенями этих участков, председатель суда Грачик Саркисян, не имея на это права, потребовал от судьи Манвела Симоняна “ решить вопрос журналистов”. По нашим данным, на вчерашнем заседании удалось рассмотреть лишь документацию одного участка, в результате чего не выявлено существенных нарушений.
На заседание суда был приглашен также начальник Полиции Армавира Ашот Геворкян. Он удивился, как можно зарегистрировать жителей других районов в Армавире. “Мы не можем зарегистрировать в Армавире жителей других районов. Другое дело, если кто-то прописан в Армавире, но проживат в Ереване либо где-то еще. Мы зафиксировали прописанных граждан”. В ответ на обвинения о включении в списки избирателей 100 умерших жителей, он ответил:” Умерших снимают из избирательных списков непосредственно после смерти”. Он опроверг также возможность голосования за тех, кто находится на срочной службе: “Их паспорта находятся в отделе Полиции, и никто не может проголосовать за них. Если подобные нарушения есть, за это, конечно, ответят те, кто должен. Но таких случаев нет”.
На заседании суда выступил также Рубен Хлхатян. Он призвал не удовлетворять иск Араика Агабабяна, поскольку они не имеют под собой обоснований. “Была сформирована комиссия в соотношении 4\5, комиссия в соотношении 6\3 в их пользу. Учитывая то, что на участках присутствовали их доверенные лица, которые не представили никаких жалоб, прошу отклонить иск Агабабяна. Или вы ставите под сомнение результаты переписи населения. Или в выборах не могли принять участие 62% населения. А может, это желание немногочисленной группировки, которая 4 суток не дает покоя жителям Армавира. Незаконно входят в дома жителей и проверяют, сколько человек прописаны”. Поскольку его обвинения прозвучали риторичеки, то они остались без ответов. Судебное заседание будет продолжено во вторник, и этим будет дан ответ на вопрос, какой политической силе – РПА или БА будет дан красный свет на парламентских выборах 12 мая. Во всяком случае, говорят, что это судебное разбирательство призвано дать ответ именно на этот вопрос.
P.S. По нашим данным, на протяжении 2 дней с проверками в Армавире была Контрольная служба президента РА. Нам не удалось выяснить подробностей проверок. Еще одно замечание: стороны не предъявили друг другу обвинений в даче предвыборных взяток, хотя в Армавире говорят, что в день выборов деньги раздавались непосредственно перед избирательным участком. Между тем, в перерыве судебного заседания появились слухи о том, что судья явился на суд с решением о признании выборов недействительными, чем и объясняется активность председателя суда Г.Саркисяна.