Грузинские власти продолжают расширять армию противников своими действиями. На сей раз объектом атаки властей, и, соответственно, объектом защиты оппонентов стал самый успешный и авторитетный правитель Грузии Давид Строитель. Точнее, его внушительный памятник, установленный несколько лет назад на одной из центральных тбилисских площадей – площади Республики, рядом со знаменитой гостиницей «Иверия».
«Иверия» еще недавно была заселена беженцами из Абхазии, которые за десять с лишним лет проживания в некогда лучшем отеле Грузии, привели его в полную негодность. Когда новые власти страны взялись-таки за расселение беженцев и предоставили им квартиры, от красавицы «Иверии» осталось только название. Вердикт строительных экспертов оказался неутешительным – гостиницу легче отстроить заново, чем реставрировать. Ее у государства выкупила компания «Silk Road» и обязалась сохранить внешний вид отеля. И тут-то выяснилось, что изваяние великого царя вроде бы мешает строителям. Правда, об этом вслух говорить никто не стал.
Мэр Тбилиси Гиги Угулава, за недолгое пребывание в кресле городского головы успевший так перекроить транспортный сервис грузинской столицы, что несколько тбилисских районов в течение недели были лишены общественного транспорта вообще, а также отметившийся внезапным решением передать огромный Дворец учащейся молодежи (его многочисленные кружки и секции посещает около 15 тысяч школьников) хореографической школе выдающейся балерины Нино Ананиашвли (а в ней никак не больше тысячи учащихся), за что завоевал репутацию недальновидного, мягко говоря, городского головы, и на сей раз затруднился логически объяснить причины необходимости переноса памятника Давиду Строителю. В общем, из туманных объяснений Угулавы стало ясно одно, что царю он подыскал более пристойное место, чем центр Тбилиси. Несмотря на отчаянные протесты общественности, Строителя окружили строительными лесами для демонтажа. Угулава, не сумевший под давлением той же общественности реализовать «идею» с Дворцом молодежи, похоже, возьмет реванш. Его не впечатлили ни обращения деятелей культуры и искусства, ни акции оппозиционных политических сил, ни протесты населения, ни слезы оставшегося неизвестным пожилого тбилисского армянина, пришедшего к Давиду Строителю с букетом хризантем и причитавшего на манер героя из «Мимино»: «Эс инче катарвум?!» – эти кадры без устали крутили по местным телеканалам. «Глухота» Угулавы может сыграть с ним плохую шутку. Оппозиция «вспомнила», что президент Михаил Саакашвили, в свое время проигнорировал демократические принципы, отказавшись от механизма избираемости мэров, предпочтя прямое президентское назначение.
Депутат тбилисского сакребуло (законодательный орган столицы) Георгий Мосидзе заявил: «Пора напомнить Угулаве, что он всего лишь мэр, которому можно устроить импичмент, и порекомендовать, чтобы он свои диктаторские замашки засунул в какой-нибудь сейф и «потерял» бы от него ключи».
Политолог Рамаз Сакварелидзе заявил «168 часам»: «Власти в очередной раз демонстрируют пренебрежение к общественному мнению, абсолютную уверенность в своей непогрешимости. Они все больше отдаляются от народа. Все это играет на руку оппозиции, и может дорого обойтись нынешнему режиму».
Очевидно, поняв, что в очередной раз перегибают палку, власти решили облечь свое решение в демократическую хламиду. В воскресенье в тбилисском пригороде Дигоми, куда планируется перенести памятник Давиду Строителю, состоялся митинг в поддержку решения мэрии. Ирония истории: великий царь при жизни сумел объединить страну и нацию воедино, его бронзовое изваяние, кажется, начинает грузинское общество раскалывать. Хотя при чем тут изваяние?