Удастся ли сохранить основную команду

01/04/2007 Армен БАГДАСАРЯН

Смерть премьер-министра Андраника Маргаряна, несомненно, введет коррективы в политическую жизнь Армении. В экономической жизни Армении особых перемен не произойдет, поскольку будет работать то же правительство по той же программе. Однако на политическом поле сдвиги неизбежны, потому что за полтора месяца до парламентских выборов умер рководитель самой влиятельной политической силы Армении.

Какими будут эти перемещения. По всей видимости, ответ на этот вопрос зависит от того, какие процессы произойдут внутри РПА и в “зоне воздействия” этой силы. Конечно, в какой-либо другой стране смерть первого лица объединила бы членов и сторонников этой партии, но в Армении ситуация немного иная. Во-первых, потому что в Армении велика роль человеческого фактора, и то общество, которое сильно недовольно деятельностью властей, с подчеркнутой доброжелательностью относится к руководителю властвующей политической силы. Во-вторых, РПА неоднородна по своему составу и состоит из нескольких прослоек (если хотите, группировок). Эти слои известны всем: это старые борцы за идею (старая гвардия), вошедшие в партию государственные чиновники, и так называемые “не совсем хорошо владеющие армянским языком”.

Естетсвенно, в этой сформированной команде были противоречия, но в целом команда работала плодотворно (за счет старой гвардии).
В настоящее время задача в том, сумеет ли Серж Саркисян сохранить единство всех этих трех “компонентов”.

На самом деле это очень трудная задача, у которой две причины. Первая: Андраник Маргарян воспринимался обществом как общественный деятель и партийный руководитель, обладающий стойкой идеологией, а Серж Саркисян воспринимается не как политический деятель, как чиновник, владеющий крупными финансовыми и экономическими рычагами. Второе: поскольку между Сержем Саркисяном и Робертом Кочаряном (или между РПА и БА) имеются хотя бы тактические разногласия, вполне понятно, что смерть премьера будет использована для ослабления позиций РПА. Тем более, что для этого есть все предпосылки, поскольку в верхней прослойке РПА есть чиновники, отдающие явное предпочтение Роберту Кочаряну.

Говоря иначе, Серж Саркисян должен будет в короткий промежуток времени “идеологизироваться” и обращать больше внимания внутрипартийным вопросам. А это будет нелегко, поскольку он вынужден будет выполнять одновременно и функции премьера, и полностью контролировать деятельность армии, и следить, чтобы внутри партии не образовалось “фракций”. О “разделении труда” в данном случае говорить не приходится, поскольку внутриполитическая ситуация настолько шаткая, что трудно найти человека, которому можно довериться на 100%. Если Сержу Саркисяну все это удастся, можно быть уверенным, что РПА займет на предстоящих выборах первое место.

А что произойдет, если Сержу Саркисяну все же не удастся удержать единство команды. В таком случае РПА наберет на выборах меньше голосов, чем предполагалось, а официальная хроника объяснит это смертью премьера. А это может создать для Кочаряна после выборов широкие возможности для маневрирования. Скажем, в грядущей коалиции РПА выступила бы в роли “младшего партнера” или совершенно бы не вошла в коалицию (БА, АРФД и еще несколько мелких политических сил сформировали бы коалиционное правительство без РПА).

Так или иначе, уже через пару дней ожидаются бурные внутриполитические процессы. До выборов осталось очень мало времени, следовательно, или вообще не произойдет перегруппировки сил, или они произойдут очень быстро. В итоге всем понятно, что 12 мая в первую очередь будет решен вопрос президентских выборов 2008 года. И, фактически, решится в условиях цайтнота.