Статус – без предусловий

28/03/2007 Анаит ДАНИЕЛЯН

Заявление российского сопредседателя Минской группы ОБСЕ Юрия Мерзлякова после последнего раунда переговоров в Женеве, в котором он заявил о выводе армянских войск с прилегающих к НКР территорий и предоставлении промежуточного статуса непризнанной республике стали предметом обсуждения некоторых СМИ Карабаха, которые попытались получить пояснения у предствителей партий.

Депутат НС, руководитель фракции Свободная Родина Гагик Петросян находит, что переговоры по урегулированию карабахской проблемы зашли в тупик, и желание сопредседателей вовлечь в переговорный процесс НКР преследуют две цели: либо сопредседатели пытаются сорвать переговоры посредством Карабаха, либо сознают, что без участия Карабаха невозможно прийти к согласию. Он уверен, что посредники, и в первую очередь Азербайджан должны исходить из реальности и признать де-факто существующую ситуацию. “Я бы предложил посредникам определить предварительный статус без предусловий, и лишь потом изменить формат переговоров, в котором Армения, Карабах и Азербайджан станут полоноправными сторонами .Думаю, это самый оптимальный вариант решения проблемы. Полагаю, без промежуточного статуса невозможно подключение Карабаха к прежнему формату переговоров”, – сказал он.

Представитель Центрального комитета АРФД в Карабахе Артур Мосиян находит, что предоставление промежуточного статуса НКР за счет уступок бессмысленно. Он отметил также, что обсуждаемые на переговорах варианты далеки от представлений и подходов партии.

А председатель комиссии по внешним сношениям парламента НКР Ваграм Атанесян находит, что для уачстия в переговорах необходимо общественное доверие. Затрудняясь дать какую-либо оценку заявлению Мерзлякова, Атанесян, учитывая конфеденциальность переговоров и распространенное Минской группой заявление о встрече, выразил мнение, что российский сопредседатель допустил утечку информации для зондирования отношения общества и мнения политических сил.

Он находит ошибочным мнение о том, что во время переговоров не затрагиваются никакие вопросы. “Если министры обсуждают, как они говорят, проблемы второго уровня, можно предположить, что по основным принципам стороны единогласны на уровне министров иностранных дел. А это говорит о том, что имеют место серьезные переговоры, которые могут стать судьбоносными и могут проявиться в том виде, о котором говорит российский сопредседатель. Нельзя однозначно сказать, выгодны они Карабаху или нет, ответ на вопрос должно дать все общество, все политическое поле. В этом аспекте нам надо быть готовыми к серьезной полемике, которая должна подвести нас к постановке вопроса: готовы мы к урегулированию проблемы или нет. После получения ответа на этот вопрос можно коснуться тех оттенков, о которых косвенно дает понять Мерзляков”, – сказал Атанесян, добавив, что ни одна политическая сила не может взять на себя ответственность за страну, если не получит лимит доверия общества, который может сформироваться тогда, когда все аспекты переговоров станут доступны обществу открытым текстом, и могут привести к общему мнению, с которым будут согласны все общество и все политические силы.

Часть населения Карабаха придерживается иного мнения, другая часть совершенно не осведомлена о предмете переговоров и заявлениях сопредседателей. Одни считают, что вопрос статуса Карабаха давно решен, и “проведение повторного референдума по одному и тому вопросу бессмысленно”, хотя уверены, что то же самое будет утверждено и во второй раз. То, что жители Нагорного Карабаха против возврата земель и возвращения азербайджанских беженцев на прежние места проживания, очевидно, поскольку эти территории означают для них жизнь и безопасность. Результаты различных соцопросов также говорят об этом. Многие выступают против выведения с этих территорий армянских сил, поскольку гарантией своей безопасности считают именно эти войска. Многие из опрошенных возмущаются, что “их судьбу решают другие, и даже позволяют себе делать заявления”.