На минувшей неделе президент России Владимир Путин, совершавший европейский вояж, в Афинах подписал трехсторонний договор с главами Греции и Болгарии о строительстве нефтепровода «Бургас-Алесандруполис». При чем тут Россия, скажете? А при том, что в болгарский порт Бургас нефть будет доставляться танкерами из Новороссийска. Далее она по 280-километровому нефтепроводу поступит в Александруполис, а оттуда опять танкерами будет развозиться по всей Европе. Полагают, что речь может идти примерно о 50 миллионах тонн нефти. 51 процент акций нефтепровода принадлежит российской стороне, остальное в равных частях двум другим участникам проекта. Трубопровод заработает к 2010 году и сожжет стать реальной альтернативой ставшему знаменитым нефтепроводу «Баку-Тбилиси-Джейхан» (БТД). Главным плюсом этого проекта, специалисты считают то, что при российско-болгаро-греческое дело никак не коснется турецких морских проливов, к прохождению через которые иностранных плавсредств Анкара относится порой чересчур капризно. По их мнению, путь мимо Дарданелл и Босфора способен существенно удешевить доставку российской нефти на европейские рынки.
Участники БТД к подписанию афинского договора внешне отнеслись спокойно, а завления о том, что новый трубопровод будет альтернативой БТД, назвали бредом. Однако это не так. Иначе США не стали бы оказывать довольно серьезное давление на Грецию, призывая ее отказаться от идеи строительства нефтепровода. Вашингтон, по некоторым данным, пытался соблазнить Афины другими маршрутами. Но греки, в конце концов, предпочли сотрудничать с православными друзьями, а не усиливать энергетическую зависимость от Турции, отношения с которой ровными никак не назвать.
Теперь очевидно развернется нешуточная борьба за Казахстан. Без нефти этой страны оба указанных выше нефтепровода будут не столь эффективными, чем могли быть. И вполне закономерно, что в Астане жестко столкнутся интересы России и Запада. В этом случае Запад уместно конкретизировать – США.
Как справедливо заметил журналистам грузинский эксперт по энергетическим вопросам Гия Хухашвили, на глазах разворачивается настоящая жестокая инфраструктурная война. По его мнению, Москва, пытаясь сохранить и укрепить свое влияние, пойдет на строительство еще нескольких трубопроводов, и последующей демпинговой политикой может попытаться сбить ценность нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан.
Российский эксперт из «Тройки Диалога» Валерий Нестеров в принципе согласен с такой оценкой положения дел, но с некоторой поправкой. Он считает, что казахстанская нефть ввиду огромных запасов будет использоваться не только в обоих нефтепроводах, но и для существенных поставок в восточном направлении – в Китай и дальше. Впрочем, западные инвесторы, присутствующие в Казахстане, с неохотой говорят о Китае, предпочитая иметь дело с западными же потребительскими рынками. Вообще экспорт углеводородов в последнее время чрезмерно политизировался. Особенно усердствуют в этом плане США, считающие чуть ли не своим долгом и национальным интересом диктовать хозяевам нефти, куда и по какой цене ее поставлять. В этой связи, давление Вашингтона будет продолжаться и даже разрастаться. И не только на Грецию, а практически на все страны, активно задействованные в нефтяной, и вообще в энергетической сфере не в качестве потребителей.