Хватит говорить от имени народа

20/03/2007 Лусине СТЕПАНЯН

“Они – тузы, а народ – шестерки”

Водители такси, которые больше всех любят обсуждать политические проблемы, прогнозируют, что на парламентских выборах 12 мая мы станем свидетелями ужасающих событий. Они говорят, что повод для подобных прогнозов им дают предвыборные процессы, поскольку уже пущены в ход все агитационные средства.

Водитель Сурен обижен на всех чиновников и партийных руководителей. “Я обижен, потому что мои права ущемляются псевдоборцами за права человека. Все, хотят занять руководящие кресла, говорят от имени народа. Я спрашиваю, кто им позволил, чтобы они говорили от моего имени. Я представитель армянского народа, почему мое имя используется для борьбы за должность. Председатель партии “Национальное единство” Арташес Гегамян говорит, что за ним стоит народ, руководитель БА говорит, что его поддерживает народ, Степан Демирчян говорит, что народ поддерживает его, Тигран Карапетян превратил народ в свои карты. Он что, специально выбирает людей с психологией попрошаек. Я – наш народ, и за свою жизнь кроме заработанных мною денег, ни у кого ничего не просил. Становится стыдно за тех, кто бросается ему в ноги. И эти люди – карты Карапетяна. Так вот, я заявляю, что армянский народ – это не попрошайки “Локомотива”, народ – это я, и кроме своих денег я не приму ничего ни от кого. Не надо превращать этот гордый народ в попрошаек. Не надо обманывать нас, мы не стоим за вас, потому что вы врете и используете нас. Кто позволил вам говорить в свое удовольствие и давать людям ложную информацию. Неужели трудно понять, что подкупом 10 человек нельзя купить весь народ”, – строго спрашивает водитель и добавляет, что армянин сегодня отложил в сторону свое достоинство и “продается”тем, кто подают ему подаяние. “Как можно так унижать собственный народ и использовать его как резинку. Все говорят, что поддерживают народ, но где они. Со всех каналов говорят одно и то же. Взять бы да подать в суд на тех, кто использует слово “народ” и сказать: теперь отвечай. Я запрещаю всем говорить от имени народа, поскольку я тоже принадлежу к народу. Что же, они – тузы, а народ – шестерки”, – говорит таксист и советует подождать еще 20 дней, когда в предвыборной агитации начнут манипулировать именем народа.

“У меня целый архив красочных буклетов”

Водитель Рубен говорит, что имеет в одном из отделов шкафа целый архив предвыборных буклетов. “Давно уже стучатся в мои двери и вручают стопки буклетов, красочные, разноцветные буклеты с пустым содержанием. Из интереса расставляю и рассматриваю их, и представьте себе, нет никакой разницы между написанными разными людьми программами. Начинают с улучшения социальных условий и заканчивают решением проблемы Карабаха. Наизусть знаю, что будет написано, даже сам могу написать приличную программу. Домашние ругают меня, что наполнил полки этими ненужными бумажками. В шутку говорю, что придут времена, когда они также будут цениться, как советские рубли, продам их на Вернисаже. А если серьезно, то однозначно могу сказать, что не пойду на выборы, потому что все выбираем и выбираем, а избираются из года в год одни и те же, разницы между ними никакой. Смотрю на кандидатов и разочаровываюсь. Думаю, политический лидер должен быть начитанным, нравственным и честным, чтобы его можно было уавжать. Если руководителей страны не уважают, значит это пустая страна и пустые руководители. И потом, в руководителях должна быть легенда, чтобы можно было им подражать, а не презирать. Среди идущих на выборы многие не имеют даже среднего образования. Как же так можно. Они на своих машинах едут по другим машинам, как же поверить, что после избрания не пойдут по головам людей”, – говорит Рубен, который в прошлом работал инженером, и по уровню своих знаний может “сложить” любого кандидата в депутаты.

“Кандидаты в этот период напоминают попрошаек”

Водитель Левон этот предвыборный период называет “базарными” днями. “Потому что кто сколько может, продает, кто сколько может – покупает. Включаешь телевизор, и ежедневно видишь, кто сколько цветков или фотоаппаратов продал за голос. Скажу вам, сами кандидаты в этот период больше походят на попрошаек, чем те, кто продается им. 4 года не замечают народ, и вдруг за несколько месяцев до выборов бегают выпрашивать у народа голоса. Фактически, идут во власть, присваивают государственные средства, а народу отдают крохи. Каждый стремится облить оппонента грязью, перекрыть ему дорогу. Мне всегда непонятно, что народ ненавидит партии, а ней вдруг оказываются тысячи людей. Вы заметили, что в наши двери сегодня стучатся либо представители партий, либо сектанты. Сектанты утверждают, что надо верить в бога, чтобы все было хорошо, а члены партий говорят, верьте в Гагика Царукяна или Карапетича, и все образуется. А самое интересное то, что они сами не верят в то, что будет хорошо”.

“Это – наш герой”

Водитель Артур заверяет, что каков народ, таковы и партийные деятели. “Все настолько обесценено, что требовать чего-то от политического поля не оправдано. Я помню, после избрания Левона люди не ждали материальных благ. Тогда люди верили в слово, а сегодня – в имущество. Люди стали боготворить материальное. В те годы пешком шли километры, чтобы принять участие в митинге, потому что верили человеку, говорящему с трибуны. Сегодня приходят ко мне, чтобы уговорить, обмануть проголосовать за них. К нам приходили из многих партий, и все говорят одно и то же. Только им никто не верит. Смотришь на кандидатов и удивляешься: неужели нет ни одного, кто бы отличился от них. Фактически, нет, все говорят и обещают одно и то же. Это еще ничего, а что мы будем делать на президентских выборах, кого будем избирать. Посмотрите на эту молодежь. Цель их жизни – учеба за деньги, дорогая одежда и машины, и им не надо думать, чтобы лидеры их страны думали, им надо, чтобы у них была возможность иметь дорогой сотовый телефон и раскошную машину. Хочу сказать, нами руководят те, кого желаем видеть мы. В тот день я слушал интервью генерала Манвела, и мне было стыдно. Неужели это и есть герой, которому должны подражать наши дети. Ведь он не может грамотно сказать два слова. Если генерал и герой – он, кому же должен подражать солдат. Люди, ответственные за нашу страну, даже перед камерой не могут говорить. Так что, и народ, и кандидаты в депутаты, и герои – все любители богатства”, – говорит Артур. Он, конечно, терпеть не может Коммунистическую партию, однако, сравнивая их представителей с членами других партий, восхищаешься, потому что в их словах есть логика. “Кроме того, они говорят разумно. Эти старые коммунисты – грамотные люди, скажу вам, своим поведением отличаются от других партийцев. К примеру, мне нравится, что коммунисты всегда выдвигают вопрос о востановлении заводов. Были бы разумными кандидатами, сказали бы, что на средства, предназначенные для предвыборных взяток, они обещают воостановить заводы и обеспечить людей рабочими местами. Вот этого человека поддержат, потому что это обещание, расчитанное не на 10 дней. Этот кандидат должен будет 4 года отчитываться перед избирателями”.
“Вы работаете ради своих своих денег, а я?”

Водитель Гагик устал от политизированной атмосферы. “Все говорят о политике и выборах, но ничего не меняется. Вы задаете вопросы, получаете на них ответы, печатаете их, а что от этого меняется. Кто принимает во внимание мнение простого гражданина. Все в бегах. Пока пройдут выборы, будет попорчена половина нашей жизни. Все говорят о выборах ради своих денег. В тот день меня спросили, за какую партию я проголосую. Отвечаю, какая тебе разница. Оказывается, они проводят соцопрос. Говорю: ты работаешь ради своих денег, а что мне выпадет, если я скажу свое мнение. Не обижайтесь, но и вы, и ваша газета сейчас работаете ради своих денег, а мне не интересны ни партии, ни их кандидаты. Меня интересует, чем я буду кормить семью до и после выборов. Потому, дайте мне заняться своей работой. На прошлых выборах я проголосовал за Степана Демирчяна, думал, в нашей стране произойдет чудо. Уже сколько лет я жду его слова на заседании парламента, и ни разу не слышал, чтобы он поднял какой-либо вопрос. Хочу сказать, если ты даешь им шанс, а они не работают, зачем тогда избирать”, – говорит водитель и просит не вовлекать его в политические игры.