На грани войны

15/03/2007 Юрий СИМОНЯН

То, что ситуация в самопровозглашенной республике Абхазия обязательно обострится – предсказать было легко. На минувшей неделе здесь состоялись выборы в парламент, и как показывает весь поствоенный опыт грузино-абхазских отношений, до и после таких мероприятий положение в зоне конфликта оказывается на грани выхода из-под контроля.

Вот и сейчас в ночь на понедельник в непризнанной республике было неспокойно. Согласно сообщениям грузинских источников, со стороны России в Грузию залетело два вертолета. В течение 40 минут они обстреливали села Кодорского ущелья – единственного района Абхазии, остающегося под контролем Тбилиси, в котором не так давно грузинские власти провели антикриминальную операцию и вытеснили оттуда отказавшегося им подчиняться уполномоченного президента Эмзара Квициани. То, что в Кодорское ущелье введены полицейские и армейские силы, очень не нравилось Сухуми и Москве – вводом дополнительного контингента был нарушен договор о демилитаризации зоны конфликта. Однако от каких-то активных контрдействий абхазская сторона отказалась по причине нежелания нагнетать обстановку.

И сейчас Сухуми опроверг обвинения Тбилиси в обстрелах. Президент непризнанной республики Сергей Багапш заявил, что не располагает четкой информацией о том, что произошло в верхней части Кодорского ущелья. «Могу только сказать, что вооруженные силы Абхазии не производили никаких обстрелов, и наши вертолеты не совершали никаких вылетов», – сказал он. По его словам, в Кодорское ущелье должны прибыть международные наблюдатели и представители российских миротворцев, которые дадут оценку произошедшего.

Опровергла сообщения об обстреле и российская сторона. «В данном регионе ни самолеты, ни вертолеты ВВС РФ минувшей ночью полетов не выполняли», – заявил помощник главкома ВВС России полковник Александр Дробышевский.

Эта история напоминает те, что несколько лет назад имели место в другом грузинском ущелье – Панкисском, где обитали беженцы из Чечни, а вместе с ними, как выяснилось позднее, боевики Руслана Гелаева. И тогда ущелье периодически подвергалось локальным бомбовым ударам «неопознанных летающих объектов». Различного ранга представители российского министерства обороны отвергали обвинения, звучащие из Тбилиси, в Панскисском ущелье оставались следы бомбометаний, а министр обороны Грузии Давид Тевзадзе на предложение сбивать залетающие российские самолеты и вертолеты и использовать их в качестве вещдоков растерянно отвечал: «Из рогатки что ли их сбивать?!»

Сейчас в Тбилиси говорят, что располагают неопровержимыми доказательствами обстрела – пострадали здания. Но можно ли будет засевшими в стенах осколками доказать причастность к провокации России или, допустим, Абхазии. Так или иначе, а с абсолютной уверенностью можно констатировать начало очередного российско-грузинского обострения. И наблюдается еще такая закономерность – едва в российско-грузинских отношениях появляются малюсенькие признаки нормализации, как министр внутренних дел Вано Мерабишвили преображается в ньюс-мэйкера, «вытаскивающего» на свет сведения о негативных действиях Москвы. И на сей раз он одним из первых оповестил о российских вертолетах, обстрелявших села Кодорского ущелья. «Жертв, к счастью, не было», – сказал он.

Оказалось, что жертвы все-таки были. В направлении Кодори был направлен вертолет ВВС Грузии, но до цели не долетел, потерпев крушение в районе знаменитого Базалетского озера. «Причиной катастрофы, предположительно, стали сложные метеоусловия», – заявил журналистам заместитель министра обороны Леван Николеишвили. По его же словам, вооруженные силы Грузии переведены на казарменное положение.