По обвинению в дезертирстве в Севане судят четырех иеговистов, выбравших альтернативную гражданскую службу. Они отказываются продолжать службу, утверждая, что ее контролирует Министерство обороны.
Из 24 молодых ребят, которые предпочли проходить альтернативную гражданскую службу, сегодня не служит никто. 22 из них – свидетели Иеговы, один – молоканин (как и у иеговистов, их религиозные убеждения запрещают воинскую службу). Еще один добровольно сменил гражданскую службу на воинскую. Против 21-го возбуждены уголовные дела, 15 из них содержатся под стражей.
В 2003 году Армения приняла закон об альтернативной гражданской трудовой службе, что являлось одним из обязательств нашей страны перед Европой. До того более 150 иеговистов были приговорены к лишению свободы за отказ от воинской службы.
После принятия закона 22 иеговиста были направлены на гражданскую службу – в качестве санитаров в больницах и интернатах. Однако в ходе службы выяснилось, что их контролирует военная полиция, что, по утверждению ребят, противоречит их религиозным убеждениям. Форму и другие принадлежности им выдает Министерство обороны.
Четверо обвиняемых служили в Севанской психиатрической лечебнице с декабря 2004-го до 18 мая 2005-го года. За это времени они даже защитнику прав человека жаловались на то, что из-за альтернативной службы подвергаются жестокому обращению и наказаниям.
2 мая они написали директору больницу заявление об отказе от службы и отказались работать. В заявлении они указали, что служба носит военный характер, а их воспитанная на библейских принципах совесть не позволяет нести воинскую службу. Никакого ответа на заявление не последовало.
18 мая они покинули территорию больницы. В суде обвиняемые дали показания о том, что больницу они покинули после того, как директор выкинул их на улицу и запер двери, оставив на улице под дождем, так что ничего больше им не оставалось. В августе они были арестованы.
Против ребят было возбуждено уголовное дело по обвинению в дезертирстве (до 4-х лет лишения свободы). Впоследствии обвинение стало жестче – организованное групповое дезертирство (от 4 до 10 лет). Производство уголовного дела вела сначала Военная прокуратура, затем гражданская.
Обвиняемый Борис Мелкумян, 20 лет, дал показания против дирекции больницы. Ее директор Гагик Карапетян дважды награждал его сильными оплеухами, заставлял руками счищать лед, а кроме того, периодически заставлял работать на себя (переносить мебель и стройматериалы). Давая показания, директор больницы отрицал все это и пожаловался на то, что парни плохо работали.
В свое время в отношении Б. Мелкумяна возбуждалось уголовное дело по обвинению в отказе от воинской службы (до 2-х лет лишения свободы). По его словам, после принятия закона об альтернативной службы он заблуждался, думая, что эта служба не имеет никакого отношения к воинской, поэтому и согласился на нее. В военкомате его заверили, что служба будет чисто гражданской, в обычном рабочем режиме и он будет иметь возможность участвовать в собраниях единоверцев. Во время службы, однако, им запретили покидать больницу и установили ежим службы с 7-утра до 11 вечера – без выходных.
И в таких условиях они должны были служить три с половиной года. В связи с этим делом в Армению приехал юрист из Британии Ричард Дэниел (тоже из свидетелей Иеговы). Он представил 17-страничное ходатайство о прекращении уголовного дела. В ходатайстве говорится, что 9 января нынешнего через 20 дней после того, как обвиняемые приступили к службе, в закон об альтернативной службе было внесено изменение, согласно которому лица, самовольно покинувшие гражданскую службу, подвергаются наказанию в порядке, установленном для находящихся на воинской службе.
Судья дважды отклонял ходатайство, после чего остальные обвиняемые отказались от дачи показаний.
Суд, начавшийся в первых числах октября, продолжается.