От ужаса предвыборных обещаний

03/03/2007 Ара ГАЛОЯН

Общественная жизнь внешне спокойна. Безветрие, как перед предвыборными ветрами. В экономической жизни страны также нет ничего существенного.Курс драма замер на одной и той же отметке. В слабых странах, имеющих экономику, подобную армянской, национальная валюта ревальвирует перед выборами. В первую очередь, в ожидании политических потрясений. В политическом отношении в несостоявшихся странах выборы содержат в себе неопределенность. Неизвестно, кто придет к власти, какая экономическая политика будет осуществлена, в конце концов, в каких объемах произойдет разделение имущества. В нашем случае, эти вопросы не столь важны. Выборы не содержат в себе никаких интриг и неожиданностей.

 По традиции, называемой законодательством, это периодически проводимые обязательные мероприятия. Необходимы политические силы правого и левого толка, должны прозвучать провластные, оппозиционные и центристские заявления. Это имеющая 16-летнюю историю традиция, и каждая личность и организация в политике должна соблюдать ее. От выборов к выборам предвыборные программы становятся неитересными. Особенно их экономическая часть. Как правило, они не содержат ничего конкретного, в особенности когда старт многообещающих речей был дан и отменен трагическим случаем: акт самосожжения 27 февраля на площади Республики был назван СМИ верой в популистские обещания политическим силам, не найдя другого объяснения. Совершивший акт самосожжения поверил в возврат советских традиций и разочаровался. Так что, ощутив запах политических настроений, партии будут весьма осторожны в экономических обещаниях.

Основная сила парламентского большинства – РПА в третий раз идет на выборы в статусе лидера. Следовательно, имея опыт, она не разбрасывается экономическими обещаниями, в особенности, когда у нее есть серъезные проблемы: в дебатах с другими политическими силами она должна объяснить, почему не осуществила данные перед прошлыми выборами экономические преобразования.

2007 год очень удобен для выборов. В 2006 году, в противовес отмеченному « постоянному» вдойному росту, уровень производста снизился, а сельское хозяйство не развилось. Этот факт закрыл также рты коалиционных политических сил, как и оппозиции.

 Известные популистскими призывами политические силы, кажется, устали от нереальных обещаний. Мало кому верится, что Гегамяну или Демирчяну удастся осуществить обещание возврата имущества государству. Обещаний создать новые рабочие места, общегосударственные инфраструктуры, развить отдельные отрасли экономики больше никто не обещает.

В 2003 году новоиспеченной партии Оринац Еркир удалось до конца выжать весь запас обещаний, не оставив другим силам ничего ни на тот предвыборный период, ни на последующие. Из всего груза обещаний удалось осуществить лишь немного по части национальных традиций, да и то в настолько малых масштабах, что вызвало недовольство народных масс. И теперь в сфере программ-обещаний настал «настоящий моральный голод».

 В обещаниях остался щедрым лишь Тигран Карапетян со своей партией. Однако мнение общества относительно названного аспекта известно, потому нет необходимости в дополнительных пояснениях.

А оппозиионные силы давно уже злоупотребляют таким близким советским людям лозунгом «экпроприации экспроприируемых», которым теперь нельзя собрать электорат, потому он не сумел объединить оппозицию. А другой идеологии у оппозиции нет.

Не боясь удостоиться порицания за уважение к Национальному Демократическому Союзу, должен сказать, что заявление Вазгена Манукяна об отказе от участия в выборах вызывает озабоченность. Эта партия никогда не была популистской, следовательно, становится очевидным, что в нашей общественно-политической жизни мысль больше не имеет цены. Нить мысли теперь равносильна нити для сельско-хозяйственных работ, в особенности, в экономических программах процветающих партий.