23 февраля писатель Размик Давоян встретился с журналистами и отметил во время беседы, что в сегодняшней Армении нет потребности в культуре.
Есть культура и деятели культуры, но нет потребности в культуре, как нет и потребности в интеллигенции. “Я пишу, но это не доходит до вас”, – сказал он. Формирование этой потребности он считает задачей государства, которое в прошлом осуществляло это посредством госзаказа. “По госзаказу были созданы шедевры”, – напомнил он. Однако сегодня государству выгодно представлять, что культура отсутствует, и “создавать общество бездарности и невежества”. Писатель отметил, что когда у государства возникла потребность в формировании армии, оно обратилось к народу и потребовало отдать ему своих сыновей, когда возникла потребность в создании экономики, оно отыскало для этого средства и создало его (неважно, хорошая это экономика или плохая, по мнению писателя, важно, что она создана). Однако потребности в культуре так и невозникло. “Государство не сказало: интеллигенция, ты нужна мне”, -обосновал сказанное Р.Давоян.
Отметив, что на протяжении лет для приобретения его книг в магазинах выстраивались очереди, он с сожалением замечает, что сегодняшний читатель теряет интерес к книге. И этот факт болезненен для самого читателя, поскольку писатели все равно будут писать. Лично он, Давоян, никогда не страдает от недостатка вдохновения, и даже наоборот, пытается “сдерживать его”.
“Я воспитал поколение читателей, а они пришли ии разрушили все”, – сказал он. Слово “они” для Размика Давояна означает первые власти Независимой Армении, которые стали рушить все. И теперь его читатели живут не в городе, а в глухих деревнях, куда он часто едет “без средств массовой информации” и видит, с какой радостью их жители вопринимают культуру. “Настоящей культуры хочет тот, кто не погряз в других проблемах”, – сказал он.
“Народ может спросить у президента страны: вот вы спонсируете лыжников, Серж Саркисян спонсирует шахматистов, а почему никто не спонсирует футбол. И никто не просит спонсировать культуру, – сказал Давоян, – Бедный народ”…
Он посоветовал журналистам “не увлекаться раздражающим социологизмом” и “не бросать в эфир одно предложение”, поскольку нельзя однобоко рассматривать проблемы. “Кто просит вас нести нам культуру, вас просят принести культурные новости, сенсационные новости”, – сказал он. Сенсационной может считаться, к примеру, готовность представителя интеллигенции служить той или иной политической силе.
Наше политизированное общество привыкло слушать голос и выступления людей искусства в предвыборный период. По словам Давояна, ни одна политическая сила не погнушится использовать интеллигенцию”. “Политические призывы и пропаганда похожи на громогласные молитвы на площади, когда молящиеся стремятся войти в храм и разграбить его”, – сказал он.
А цель оппозиции он сформировал очень просто: “Их цель – переезд из периферии в центр. Когда они переберутся в центр, у них больше не будет проблем, и перемены станут ни к чему”. Стремление перебраться в “центр” заставляет политических деятелей “уродовать нравственное поле, чтобы не выглядеть на нем “темными””.
Будучи членом АРФД, Давоян не намерен вновь баллотироваться в депутаты НС. “Дашнакцуцюн для меня – идеология, а не партия… Не хочу идти в депутаты, однако, если в моем присутствии будет необходимость, я попробую…,- сказал он и добавил: – Я не жалею ни о чем, я все сделал честно и чисто”.
Будучи уверенным, что писатель должен обладать “чистейщей совестью”, Р.Давоян выступает против возвеличивания личности, хотя бы и писателя, поскольку герои лишь мешают жизни и творчеству: “Надо жить спокойно и мирно, и делать все по совести”.
В конце встречи он несколько раз повторил, что президент Армении – “единственный мужчина”, который обладает четкой внешнеполитической доктриной и осуществляет ее.