Несколько месяцев назад партия «Страна законности» (ПСЗ) распространила заявление о том, что после своего визита в Великобританию Артур Багдасарян был назначен сопредседателем Комиссии по Кавказу и Каспийскому бассейну. Поскольку давно известно, что касательно сообщений об А. Багдасаряне всегда наличествует значительный элемент блефа, эта информация также была воспринята с определенной долей юмора.
В действительности, однако, у этого дела оказался гораздо более серьезный скрытый подтекст. И вот на днях было объявлено, что комиссия собралась на свое первое заседание, в котором приняли участие как А. Багдасарян, так и несколько других ее членов. В информации, помещенном на сайте ПСЗ, говорится, что в руководство комиссии, помимо А. Багдасаряна, входят также министр иностранных дел Словении Дмитрий Рупель и профессор Анкарского университета экономики и технологий Мустафа Айдин.
Кто же конкретно стоит за спиной этой комиссии с претенциозным названием? По словам А. Багдасаряна, это МИД Великобритании, который ныне осуществляет проект, напоминающий задачу печальной памяти комиссию по армяно-турецкому примирению, однако в данном случае аппетиты инициаторов намного больше. Речь идет о проекте регионального значения – сразу решить все региональные проблемы и обеспечить транзитную функцию Закавказья.
Согласно источникам, близким к представительству Великобритании в РА, эту инициативу действительно стимулировало внешнеполитическое ведомство этой страны, а финансируется она на средства нефтяных лоббистских групп. Общим куратором этого проекта нефтяных компаний и турецких лоббистских групп в Лондоне является шведский конфликтолог, исследователь и частный консультант Сванте Корнелл, отец которого, Эрик Корнелл, долгие годы был послом Швеции в Анкаре. Э. Корнелл, кстати, является сейчас председателем фирмы «Cornell Caspian Consalting», а заодно – помощником по внешним связям Генерального секретаря масонской Великой ложи Швеции (Grand Lodge of Sweden). Кстати, информация об этом также помещена на сайте ПСЗ.
Сам Сванте Корнелл получил образование в Техническом университете Среднего Востока, известном как один из центров антиармянской пропаганды. В круг научных интересов С. Корнелла входит и проблема Нагорного Карабаха. Корнелл, взгляды которого отличаются проазербайджанским уклоном, в свое время был директором консалтинговую компанию «Caspian Consalting» и ратовал за нефтяные инвестиции в Азербайджан (http: www.cornellcaspian.com). Между прочим, ответственность за свясь между британским МИД и шведским координатором возложена на молодых сотрудников Артура Багдасаряна – Самвела Фарманяна (он учился в университете Упсалы, под непосредственным контролем Корнелла) и Тиграна Мкртчяна (какое-то время он учился в одном из английских университетов). В Англии же получил образование и турецкий профессор Мустафа Айдин, также связанный с исследовательскими центрами, защищающими внешнеполитические интересы Великобритании. Таким образом, турецкая инициатива на сей раз преподносится на английском блюде и под словенским соусом.
Кстати, утверждают, что вследствие чрезмерной активности именно вышеупомянутых молодых людей, отведенного им высокого места в пропорциональном списке ПСЗ и их подозрительных связей старая гвардия и начала покидать партию.
Примечательно и то, что после заседания комиссии А. Багдасарян направился в Вашингтон, чтобы представить в Центре стратегических и международных исследований свою обновленную точку зрения в рамках Кавказской инициативы. Между прочим, в этом же самом Центре А. Багдасарян выступал и 31-го августа 2005 года и грудью защищал внешнюю политику армянских властей. Разрешение Карабахского конфликта уже очень близко, заявил он, а Турция не может стать членом ЕС, пока не будет соответствовать предъявленным условиям.
Как бы там ни было, А. Багдасарян, на ломаном английском цитирующий в американском центре Бенджамена Франклина, а на вопросы отвечающий языком «братка» с Третьего участка, на сей раз почему-то «не клюнул» на заявление представителя Центра, будто А. Багдасарян вышел из коалиции не по внутриполитическим, а по внешнеполитическим причинам. На самом же деле А. Багдасарян попросту не мог ответить на это заявление, поскольку во время первого своего выступления 31-го августа 2005-го в том же самом Центре он был намного более кроток. В тогдашней своей речи А. Багдасарян утверждал, что демократия созидается на основе законов, а не ожиданий и что Армения приступила к этой реформе путем конституционных изменений.
На сей раз лозунги А. Багдасаряна носили скорее внешнеполитический характер. Так, например, лидер ПСЗ заявил, что «право на инакомыслие важнее его содержания». Тем самым он хотел сказать, что Армения должна иметь такое правительство, которое сможет достичь региональных компромиссов. В данном случае перед самим А. Багдасаряном и его командой такая задача не стоит. Гораздо важнее то, о каких взаимных уступках он намекает.
Продолжение следует