Вперед к советским выборам!

28/02/2007 Армен БАГДАСАРЯН

Пожалуй, вполне симптоматично, что митинговый сезон начала именно «Альтернатива» – та самая сила, которая, скорее всего, не примет участия в парламентских выборах. Разумеется, будет еще множество других митингов, участвующие в выборах силы и деятели выступят с очень эмоциональными заявлениями и речами, будут организованы бесплатные концерты и всякое такое. Но дело не в этом. По большому счету, борьба идет не между провластными и оппозиционными партиями, а между тем, кто верит, что можно изменить что-то путем выборов, и тем, кто не верит.

В течение всей истории Армении смена власти путем выборов произошла лишь однажды – во время выборов Верховного Совета в 1990-м году, когда АОД победил Компартию. Причем победил еще и потому, что Компартия не имела выработанного механизма подлогов: 70 лет подряд в Армении не было выборов, следовательно, не было нужды и в фальсификациях. Коммунисты привыкли к тому, что любые выборы – это всего лишь партийное мероприятие, где под конец выписываются нужные цифры и объявляют имена депутатов. И вдруг они оказались перед фактом! Фальшивых цифр выписать они не могли, ибо в любой момент на площадь могли выйти сто тысяч человек.

А что происходит сейчас? Многим кажется, что цель властей – победить на выборах. Отнюдь! Цель гораздо серьезней и намного более дальняя – вообще упразднить выборы, превратив их в бессмысленное праздничное мероприятие (совершенно как в советские времена). А поскольку порушить этот план можно только выведя на улицы сто тысяч человек, то лозунгом властей стало утверждение: «Оппозиция не в состоянии привести на площадь больше двух-трех тысяч человек!»

Взгляните сами. «Альтернатива» провела митинг, дальше одна за другой будут проводить свои митинги и другие политические силы. Но как это «прокомментировали» СМИ! Нашли несколько бомжей, сняли их во всех возможных ракурсах и злорадно захихикали: вот, за оппозицией идут лишь несколько тысяч человек. А ведь известно, что даже по официальным данным на всех последних выборах 300 тысяч человек только в Ереване голосовали за оппозицию. Проведите опрос среди этих 300 тысяч и выясните, верят ли они, что в Армении возможны свободные и справедливые выборы? Да нет, конечно ж, не верят! Так что же получается? А получается, что в одном только Ереване 300 тысяч человек выступают против нынешней власти, но и с оппозицией особых надежд не связывают. А это уже не проблема оппозиции – это трагедия государства.

Те же самые провластные СМИ любят высмеивать оппозицию, когда она начинает говорить о коррупции или кланово-олигархической системе. А что, разве в Армении нет коррупции? А для чего тогда сами же власти создали комиссию по борьбе с коррупцией? Или, может, у нас нет кланово-олигархической системы, и все это просто сказки? Да нет же и система эта есть, и коррупция в Армении достигла ужасающих масштабов. И если против нее борются всего тысяча или даже две тысячи человек, то это уже трагедия государства.

Понятно также, что телекомпании в Армении не средства информации, а обычный «средний бизнес» (скажем, с несколькими десятками тысяч долларов прибыли в месяц). А средний бизнес, как правило, политических изменений не любит и готов вцепиться в горло каждому, кто посягнет на его благополучие. Но они хотя бы должны понимать, что этим своим «средним бизнесом» попросту восстанавливают советскую систему выборов (а в те времена, если помните, было всего две телекомпании, да и те руководились из одного центра). Никто, конечно, не наивен дело такой степени, чтобы подумать будто руководители телекомпаний ради неких высших идеалов поставят под угрозу свой бизнес. Нет, конечно, не поставят. Но уж общество-то хотя бы должно знать, что именно происходит. Должна хотя бы сознавать, что если мэрия до мая будет каждый день устраивать бесплатные концерты на площади Свободы, то вовсе не ради того, чтобы сделать что-то хорошее для народа, а из стремления ликвидировать институт выборов как таковой и превратить их в обычное «народное гуляние».

А если в «общегосударственных мероприятиях» будут принимать участие и оппозиционные силы тоже, то это даже лучше. Ведь и в советские годы тоже было так: в составе Верховного Совета обязательно должно было наличествовать 15-16 процентов беспартийных депутатов. А кто в нынешних условиях составит эти 15-16 процентов (или 25-30 – не суть важно), уже не имеет никакого значения. Гораздо важнее другое: участвует ли оппозиция в восстановлении и формирование советской системы выборов, или нет. Впечатление такое, что участвует, а все разногласия касаются всего лишь квот…