Москва окружена. Со всех сторон на столицу надвигается птичий грипп. Вначале высказывались только подозрения о том, что причиной внезапной гибели на одной из подмосковных ферм нескольких кур мог быть именно этот вирус. Потом подозрения стали обретать утвердительный характер. Но в устах журналистов. Главный же санитарный врач России Геннадий Онищенко блестяще продемонстрировал общность подхода к проблеме на постсоветском пространстве.
Помнится, когда год назад птичий грипп добрался до Южного Кавказа, санитарные врачи Азербайджана, Армении и Грузии поочередно выступали с опровержениями сообщений о том, что падеж птицы в различных местах стран не вызван «гриппом». Потом, когда случаев стало много, когда возникла реальная опасность страшной эпидемии, они также поочередно признали наличие смертоносного вируса и какое-то время выступали с речами, которые должны были свидетельствовать о заботе государства в деле нераспространения проклятого вируса. Потом эпидемия как-то сошла на нет. К счастью, обошлось вроде бы без человеческих жертв.
То же самое сейчас в Москве. Онищенко вначале категорически опроверг, что птицы погибли от «гриппа». Но в течение нескольких дней падеж птицы был зафиксирован в нескольких хозяйствах вокруг Москвы. Санитарным врачам пришлось признать очевидное: да, в Подмосковье – «птичий грипп». А положение, близкое к панике, возникло после сообщения экологов, обнаруживших на подступах к российской столице целую стаю мертвых птиц. Таким образом, были сняты и вопросы чиновников, недоумевавших, каким образом зараза могла попасть в эти края. Но ненадолго. Главный государственный ветеринарный врач Московской области Валерий Ситников выступил с заявлением, что общее у погибших на различных фермах кур то, что все они покупались на московском Птичьем рынке. «Поэтому я не исключаю, что мы имеем дело с биотерроризмом – умышленным заражением птиц опасным вирусом», – заявил он.
Таким образом, Россия первой в мире заявила о птичьем гриппе, как о возможном оружии. И теперь по идее на борьбу с ним поднимутся не только российские санитарные, но и спецслужбы. Как и что они будут делать – пока неизвестно. Зато санитарные службы действуют так, как заведено – закрыв злополучный Птичий рынок, они приступили к противогриппозной вакцинации птиц на частных участках, мониторинг за зонами, где был зафиксирован падеж птиц, ужесточение правил реализации птичьего мяса и т.д.
Последнее уже отразилось на торговцах. Карен из Ванадзора в одном из московских магазинов, торгующий жаренными в гриле курами, посетовал, что за четыре последних дня ему удалось продать всего две птицы. «Наверное, придется закрываться. Хотя бы на время. Смысла никакого, а тут еще санитарные службы начнут свои придирки. Им только повод дай – жизни не обрадуешься», – сказал он мне.
Несут убытки не только «грильщики», но и магазины. Опасения москвичей вызвали резкий падеж сбыта не только куриного, но и другого птичьего мяса, и даже яиц. Соответственно, на эти продукты упали и цены. Но даже дешевизна не прельщает покупателей. «Совсем как у Булгакова – птичий дох», – невесело шутят они.
Впрочем, если версия о биотерроризме найдет подтверждение, то явно будет не до шуток. Это означает, что атака, если она имела место, может повториться в любое время и в любом другом российском городе.