При наличии темы найдется и эфир

20/02/2007 Армен БАГДАСАРЯН

Когда международные организации открыто заявили о своем недовольстве повышением цен на политическую рекламу в Армении, назвав это “очень грубым шагом, власти не дали ждать “достойного отпора”. Ответ можно разделить на две части:сначала пресс-секретарь аппарата президента Виктор Согомонян заявил, что на высокие цены жалуются люди, позволяющие себе два раза в год отдохнуть в дорогостоящих зарубежных зонах отдыха, затем руководители телекомпаний попытались обосновать тарифы.

Говоря откровенно, нет никакого желания комментировать сказанное Виктором Согомоняном, хотя государственные чиновники Армении отдыхают за рубежом чаще, чем представители оппозиции. Так или иначе, Согомонян повторил совет, данный когда-то Кочаряном интеллигенции: “Не нойте”.

Интереснее были обоснования руководителей телекомпаний, которые можно обобщить в одном предложении: “Цены обоснованны, реклама – дорогое удовольствие”. На самом деле цены, конечно, не обоснорванны, и реклама не столь дорогое удовольствие. Армянский телеэфир недорогой. Потому и телеканалы показывают по много раз в день “измятую” рекламу “Опеля” и подробно объясняют, что у него гидравлический руль, покрышки новые, пепельница почти совершенно новая… Понятно, что 2-3-минутная реклама 5-тысячного автомобиля не может превышать 10 тысяч долларов. Очевидно, что установление платы 300 долларов за минуту политической рекламы – это политическое решение, преследующее политические цели.

Словом, все нормально, так и должно было быть. Все хорошо справляются со своими ролями. Власти потому и закрыли вовремя “А1”, чтобы у оппозиции сегодня не было возможности эфира. Зачем надо было закрывать “А1”, если бы не было необходимости в дорогой рекламе. Потому им и разрешается рекламировать водку, чтобы “покорным” были навязаны необходимые властям тарифы. А оппозиция хорошо справляется с отведенной ей ролью. Она должна выражать недовольство этой вседозволенностью, вот и недовольствует. Словом, все хорошо осведомлены, что им надо делать.

Остается выяснить лишь один вопрос: зачем оппозиции платный эфир. Помните анекдот советских времен, когда некто распространял листовки, в которых ничего не было написано. На удивление милиционера агитатор заявляет: “Зачем писать что-то, если все обо всем знают”. Думается, 60 минут бесплатного эфира достаточно для оппозиции, тем более, что говорить особенно нечего, поскольку все все знают. В свое время во Франциии произошла революция под тремя лозунгами: “Свобода, Братство, Равенство”, а для произнесения этих слов достаточно 15 секунд (стоит это всего 20 тысяч драм, включая НДС). Более того, можно вообще ничего не говорить. Ведь очевидно, какие впечатляющие ролики предоставит власть, какие светлые лица появятся на фоне Масиса, Триколора и экономического роста, какие появятся светлые головы…

А помните попугая, который все время оскорблял полицейского, и когда его предупреждали, что в случае повторения его накажут, при виде полицейского он упорно смотрел в его глаза и говорил: “Словом, ты меня понимаешь”. Потому, оппозиции достаточно появиться на экране после рекламных роликов власти и сказать: “Словом, вы нас понимаете”, и народ все поймет.

А если серьезно, то власть должна попытаться всеми способами заставить оппозицию замолчать, используя и властные, и финансовые рычаги. А реальность такова, что если есть серьезные мысли, и 60 минут достаточно, чтобы расшевелить политическое болото. Просто надо найти эти слова, а при их наличии не насаждать ими разум людей, как в случае с “Виваро-спринтом”, а довести мысли до их сознания.

А потому, высокие цены – не самая большая проблема оппозиции. При наличии серьезных планов найдутся и способы их донесения до адресата.