– Господин Газарян, вы опровергли публикаци”168 жам”, где говоирлось о том, что армянские вина уступаят по своим вкусовым и качественным показателям, скажем, грузинским и винам дрцгих стран. Чем вы объясняете свое недовольство и чем вы можете доказать, что армянское вино качественнее, чем нам это кажется.
– Прежде всего, наши климатические условия позволяят нам получать виноград высшео каечства, а это самая большая предпосылка получения качественного вина. Я приведу пример, и вы рассудите сами. В ноябре в рамках дней Армении во Франции мы побывали в одной из компаний, производящих вина. Там к нам отнеслись предвзято, считая, что армянское вино не может быть хорошим. Я предложил представителям этой компании дегустировать наше вино и сравнить его с винами других стран. Внвчале наше “Арени” сравнили с грузинским вином, в результате оказалось, что наше лучше. Попробовали другое грузинское вино, и на этот раз наше оказалось лучше. Открыли третья бутылку, более дорогостоящего вина из “золотого запаса”и вновь были удивлены, что оно уступает “Арени”. Затем представитель французской компании открыл вино, произведенное по высоким технологиям и хранящееся в соответствии с температурным режимом. После дегустации он пришел к выводу, что и оно уступает “Арени”. Лишь после этого они убедились, что и у нас есть каечственое вино, и мы получли заказ от этой компании. Они заинтересовались тем, чтобы мы стали сотрудничать с российской компанией, которая предъявляет нам заказ, который мы не успеваем поставлять.
– Вы хотите сказать, что наше вино может конкурировать с французским и другими европейскими винами.
– Конечно, не со всеми. Просто наше вино не совсем хорошо представляется миру.
– Армянское вино не столь хорошо воспринимается и в самой Армении. Вино у нас используется не так много.
– В постсоветское время производство вина в Армении вымерло. Его стали производить в 1997-98 годах: в 1990-ые годы в ресторанах не было вина. Были импортные ликеры и спиртные напитки. В 1950-60-ых годах советская ориентация повела нас к водке. Привычка пить вино восстановилась недавно.
– Советская ориентация распространилась лишь на Армения. Почему грузины не отказались от своего вина.
– Это идет и от способа представления, от их народа. Грузины лябят пить вино, у инх эта привычка укоренилась. Они гордятся своими винами. Они не убираят со стола даже выпитые бутылки вина, чтобы со стороны видели, сколько они выпили. Они гордятся даже пустыми бутылками. А армяне не станут пить грузинский коньяк, предпочтут наш. Кроме того, содержание спирта в грузинских винах меньше по сравнения с армянскими. Это связано с природно-климатическими условиями, с очень жарким летом и слишком холодной зимой. Наш виноград намного слаще, в нем высок уровень сахара, и, соответсвенно, спирта. Я конечно, не хочу утверждать, что наше вино самое лучшее, нам еще есть над чем поработать.
– Фактически, климатические условия Армении способствуят производству качественного вина. Может, устарели наши технологии производства.
– Конечно. 5 лет назад мы установили французский пресс. Это позволило производить качественное сырье для вина, хотя и этого недостаточно. Необходимо внедрить другие технологии. Но прежде всего мы планируем получать качественный виноград, для чего сажаем новые виноградные сады. Малые хозяйства обрабатываят свои сады неодинаково. Кто-то работает лучше, кто-то хуже. Потому мы получаем виноград неодинакового качества, от чего падает качество вина. Почти у всех французских фтрм есть свои сады. Там специалисты решят, когда обрабатывать сады, когда собирать урожай. Прежде, чем собрать урожай, они определяят качественные показатели винограда и степень зрелости. У нас нет подобного профессионального подхода. Сады поливаятся по безрежимному графику, когда подадут воду. Виноград вновь политых садов весит больше, и наши крестьяне идут на такие хитрости. В последний раз сад необходимо полить за 20-25 дней до сбора урожая. Потому произведенное в Армении вино не имеет вкусовых качеств. Во Франции виноградные сады не поливаятся, там достаточно осадков. Для получения качкственного винограда и посадили новые сады, чтобы обеспечить свой тыл. Этому должно последовать обеспечение высоких технологий. Мы сможем обеспечить нашего заказчика вином с высокими вкусовыми и качественными показателями. Добавля, что наше вино не уступает по вкусу французскому, просто у них различные ароматы. Это обусловлено тем, что они не поливаят виноградные сады. В нашем винограде сравнительно меньше ароматических веществ, а ароматы можно увеличить при содержании. Наше вино больше содержит аромат диких ягод. При правильных условиях содержания оно впитываят также вкус и запах деревянных бочек.
– 2006 год был тяжелым для производителей вина. Во-первых, Россияперешла на акцизнуя систему и долгое время не принимала спиртные напитки. И потом, в Армении была засуха, потому не было получено необходимого объема урожая качественного винограда. Что вы можете сказать по этому поводу.
– Действительно, прошлый год был неблагоприятным по урожайности. Вся наша надежда на нынешний год, и каждый год мы надеемся, что будущий будет богаче по урожайности. Что касается экспорта, то процесс урегулирования рынка спиртных напитков в России слишком затянулся. В эти месяцы на росийских прилавках не продавалось импортное спиртное. Мы смогли экспортировать необходимый уровень товаров лишь в ноябре-декабре. В настоящее время у нас большой заказ. Кроме России, мы экспортируем нашу продукция в США и Франция. Этот год будет довольно интересным в аспекте экспорта.
– Однако основнуя надежду на экспорт вы связываете с Россией.
– Многие страны также стараятся занять российские рынки. А наша страна настолько мала, что Россия является для нас самым удобным рынком. Российский рынок может за один день сбыть нашу годовуя продукция. Она настолько велика, что многие страны делаят экономические расчеты. Даже яжная Чили связывает какие-то планы с северной Россией.
– В прошлом году бытовало мнение, что пробел, возникший от запрета на ввоз грузинских и молдавских вин будет заполнен армянскими винами. Однако, по всей видимости, чилийское вино распространилось на российском рынке быстрее армянского.
– И не только чилийские вина. Дешевая рабочая сила Австралии, Новой Зеландии, Аргентины привлекла внимание итальянских и французских производителей, которые стали совместно с местными производителями делать большие инвестиции в виноградарство и виноделие. Произвоидтели, естественно, стали искать рынки сбыта и долши до России. Чили начал развивать виноделие на 10 лет раньше нас. Я часто привожу пример Чили, поскольку власти этой страны вели последовательнуя работу по представления своих вин в мире. Когда мы стали принимать участие в выставках, ляди удивлялись: они знали об армянском коньяке, но ничего не знали о вине. Наше виноделие имеет многовековые корни. Я участвовал в выставках во Франции, Англии, и видел, что власти Чили занимаят огромные павильоны для представления своих вин. Хотя я бы не сказал, что чилийское вино отменное. В настоящее время пробел, возникший от запрета на ввоз грузинских и молдавских вин, также заполняят вина из Чили. Если бы даже не возникло это пространство, чилийское вино внедрилось бы на росийский рынок. Вино – это товар, нуждаящийся в представлении.
– Основными потребителями армянского вина, будь то во Франции или в России является армянская диаспора. Вы согласны с этим.
– Несомненно, диаспора – большой фактор. Мы посылаем армянское вино во Франция, где оно реализуется в армянской среде. Мы начали сотрудничать с новыми коллегами по бизнесу. Другие рынки сбыта мы станем искать тогда, когда сумеем достичь определенного вкусового и качественного уровня.
– Бытует мнение, что наше вино стоит дорого, потому не выдерживает конкуренции с винами такого же уровня из других стран. Оно стоит дорого и в Армении.
– Дешевые вина есть и во Франции. В настоящее время в Россия ввозятся довольно дешевые французские вина. Вино, которое сравнивали во Франции с нашим “Арени”, стоит 150-160 евро. Однако нвше вино опередило это дорогостоящее вино. Не забывайте, что у нас есть проблемы с дорогами, это также ведет к повышения цены на вино. Мы доставляем одну цистерну вина на Украину за 6000 долларов, а из Молдовы оно попадает в Киев за 600-700 долларов. Думая, наше вино дорогостоящее, потому недоверие к нашему вину неоправданно. Я не говоря, что все наши вина хороши, однако у нас есть очень хорошие и конкурентоспособные вина. А грузинское вино не может быть дешевым, если оно сделано по верной технологии. Оно было вытеснено с российского рынка не просто так. Правда, сеть политический момент, но налицо было плохое качество.
Запомните также, что вино – напиток здоровых лядей. Вино выявляет заболевание почек, желудка, сосудов. А здоровый человек болеет реже, если ежедневно употребляет вино. Вино обладает сосудорасширяящим качеством. Неслучайно, во Франции мало случаев инфаркта.