В нынешней внутриполитической ситуации, когда все готовятся к предстоящим парламентским выборам, трудно сориентироваться, за кого и чего ради голосовать. Такое впечатление, будто все говорят обо всем, но не говорят ничего, ибо чтобы сказать что-то, нужны не только язык, но и мысль. А вот мысли-то, проще говоря, как раз «малость нехватка».
Хотя, может быть, мысли и есть и даже в избытке, просто нет повода их выдать, а мы вместо того, чтобы пригласить этих людей (политических деятелей) на диалог, навешиваем на них всяческие ярлыки: олигарх, представитель криминала и т. д.
Мы – общество цивилизованное и должны соблюдать «презумпцию невинности», не тыкать в глаза, мол, этот не платил налоги и разбогател, вот этот, хапая государственное имущество, нажил состояние и положение, а тот обеспечил себе место под солнцем, ошиваясь вокруг первых двух. Нет, это не так. Может быть, эти люди – самые люди, которые должны удостоиться общенационального доверия и решить стоящие перед нашим государством задачи.
Во всяком случае, я лично думаю так, ибо сам я никогда не совался на политическую арену, да и не имею привычки соваться, причем не потому, что для того, чтобы соваться, нужны прежде всего деньги, а по той простой причине, что с самого детства привык не соваться, если не просят, и накрепко усвоил: если тебя не спрашивают, не говори!
А значит, и эти люди, может, с младых ногтей привыкли помалкивать, если не спрашивают, а о будущем страны, народа, общества ничего не говорят, ибо никто такого вопроса им не задает. Найдись такой любознательный – заговорили бы, да еще как! Но, думают они, если никто не спрашивает, значит, никто и не интересуется, а если им все равно, то пусть лучше идут и живут своими проблемами, а мы – в собственное… удовольствие.
Следовательно, уважая этих людей, кто именно те, коими и должны быть, я попытаюсь сформулировать несколько вопросов, которые помогут им самоутвердиться. Самоутверждение хоть и не является конституционным правом, но, так или иначе, не менее важно для нормальной жизнедеятельности общества.
Итак, первый вопрос. Имеет ли каждый гражданин республики Армения право на самоутверждение, и если да, то насколько оно гарантировано? Этот вопрос я задаю тем, кто готовится к предвыборной борьбе. Подсказкой тут может явиться даже беглый взгляд на списки партийных кандидатов, фалангу желающих пройти по мажоритарной системе граждан и, наконец, на прейскуранты, установленные Общественным (то есть финансируемым за счет налогоплательщиков) телевидением и другими теле-радиоканалами. Последнее – для того, чтобы отвечающие на мой вопрос обошлись без нервных судорог и заявления: «Если ты такой хороший, то пойди и выставись тоже!»
Как-то раз я подсчитал, за сколько минут можно представить подробности падения Армении, предоставь мне какой-нибудь телеканал такую возможность. 20-30-и минут за глаза достаточно, чтобы рассказать, что происходит в областях Армении за пределами Еревана и в Нагорном Карабахе (и в районах за пределами Степанакерта). Для этого, согласно установленным расценкам, понадобилось бы 1 600 000-2 400 000 драмов, то есть от 4380 до 6500 долларов.
Мой годовой доход, который довольно высок по сравнению со среднегодовым доходом гражданина Армении, значительно ниже названных цифр. Обходясь четыре года без еды и питья, одежды и обуви, не заботясь о предусмотренном Конституцией праве на здоровье и отдых, я бы, наверное, мог позволить себе такую роскошь. Но представьте к себе, что с экрана телевизор к вам обращается человек с нездорового вида, с изможденным лицом и руками, с едва слышным от недоедания голосом… И вот этот человек, на целых пятнадцать минут оказавшись в центре внимания электората, вместо того, чтобы попросить: «Подайте нищему кандидату», – вдруг начинает разглагольствовать о настоящем и будущем страны, народа и общества. Да разве не скажет тогда каждый избиратель: «Ишь, умник, да ты на себя сначала погляди!» Скажет. И будет абсолютно прав.
С другой стороны, человек, который не пользуется государственной казной, не экономит на полагающихся государству налогах, может, конечно, иметь в загашнике эти 4380-6500 долларов США: сумел каким-то образом скопить или заработать. Ну, скажем, продал что-то из имущества, получил от заграничной родни, либо имеет кое-какой мелкий бизнес. Но в любом из этих трех случаев он не заплатит этих кровных денег ни государственной, ни частной телекомпании за возможность 20-30 минут поболтать по телевизору. Потому что продал что-то из имущества, чтобы купить что-то другое (скажем, продал машину, чтобы обновить мебель), потому что пускание на ветер полученных из-за рубежа денег будет неверно воспринято донором-родственником, а при мелком бизнесе попросту поостережется лишний раз помаячить перед глазами фискальных государственных органов.
После самоутверждения наклевывается еще один важный вопрос. Как может богач придумывать законы на благо тех, кто лишен права голоса? Да разве может он позволить, чтобы прежние безгласные завтра вдруг обрели голос?! А кроме того, пока он будет думать (если, конечно, будет) о благосостоянии общества и о том, чтобы каждый гражданин имел возможность говорить по нынешним тарифам, эти самые тарифы завтра вырастут вдвое, а то и втрое. И обладатель этих «лишних» 4-6 тыся долларов вновь задумается: а стоит ли тратить эти деньги на 20-30-иминутную болтологию, или лучше провести на них лето в Анталии или Аджарии. Почему именно там? Потому что за то же самое время вырастут вдвое-втрое и без того катастрофические цены на отдых в Цахкадзоре или на Севане.
Я прекрасно знаю, что никто никогда не ответит на эти опросы. Но если ответа нет, то это вовсе не значит, что не существует и вопросов. Вопросы остаются точно так же, как независимо от нашего государства и правительства остается наш многострадальный армянский народ.