Писатель – это особица

17/02/2007 Нуне АХВЕРДЯН

Проведение телемарафона по сбору средств на нужды армянских писателей и литературы председатель Союза писателей Армении Левон Ананян считает важным делом, а ее результаты – удовлетворительными.

«Целью телемарафона был сбор средств, и в этом году мы собрали те же 140 тысяч долларов, что и в прошлом году», – сказал Левон Ананян во время встречи с журналистами. Общая сумма в этом году не возросла, зато выросло число принявших участие. Если в прошлом году самым крупным из меценатов оказался председатель Союза Армян России Ара Абраамян, давший 100 тысяч долларов, то в этом году в телемарафоне приняли участие около 500 человек. «Это означает, что интерес к литературе вырос. В этом году в нем приняли участие почти все общины Диаспоры, и очень активно принимала участие интеллигенция», – говорит Л. Ананян. Он отметил также, что в этом году они не вели предварительных бесед с бизнесменами, поскольку хотели, чтобы телемарафон был как можно более «неподдельным» и рассматривался как своего рода социологический опрос.

Этот подход подтвердил, что если жертвуются более солидные суммы, то интерес к литературе растет. А это у Л. Ананяна не вызывает сомнений, поскольку, по его словам, в атмосфере «общего упадка ценностей» армянский писатель обретает особое значение. «Телемарафон – не выклянчивание милостыни, его задача – позаботиться о достоинстве писателя», – замечает он. Какого-либо совета порадеть о достоинстве представителей других сфер культуры и искусства с помощью «телемарафонной модели» он ничего посоветовать не может, поскольку не особенно знаком с особенностями проблем и стилем работы других творческих союзов, да и «влезать в их кухню» не желает. «Писатели – это особица», – лаконично ответил он на вопрос о том, как бы отнесся к тому, чтобы телемарафоны проводили также союзы композиторов и художников.

Собранные в ходе телемарафона деньги будут использованы главным образом на издание книг (50-60 наименований), литературную периодику (под эгидой Союза писателей издается около десятка газет и журналов) и премии писателям. Чтобы не выглядеть «голословным», Л. Ананян назвал имела лауреатов этого года. В семи номинациях по 300 долларов США получат Рубен Овсепян (проза), Ованес Григорян (поэзия), Норайр Адалян (драматургия), Карпис Суренян (публицистика), Вазген Габриелян (критика). Чуть позже будут вручены премии за детско-юношескую литературу и переводы. Как отметил председатель СП, все авторы сумели «отобразить картину нашей жизни и литературы».

«Союз писателей не создает книг или писателей – он лишь организует литературный процесс», – говорит Левон Ананян. А писатель и коорлинатор книгоиздательской деятельности Министерства культуры Эдуард Милитонян добавил: «Литература – это в первую очередь писатель, и Союз писателей должен быть для пиателей поддержкой». Дело писателя – только писать, добавил Э. Милитонян, он не должен заниматься книгоизданием.

Удивительное явление имеет место на нашей действительности: в Армении сегодня печатается в несколько раз больше книг, чем при советской власти. В 2006 году было издано 137 названий книг, в 2007-м будут изданы книги 122 авторов, на что из госбюджета выделено 135,4 млн драмов. Если взять только цифры и количества, то все вроде бы протекает в нормальном русле. Иное дело, что большая часть этих книг не достигает адресата, либо же какой-либо адресат никак не проглядывается. Произведения армянских авторов продаются лишь в двух-трех ереванских магазинах, некоторая часть поступает в библиотеки и ни в какие другие области или города, кроме столицы, не доходят. А что до ереванских книжных магазинов, то в них редко когда увидишь человека, желающего приобрести книги современных армянских писателей. Трудно сказать, кто в этом повинен больше – писатель, покупатель или государство. А может быть, виноваты мы все, ибо для нас современная армянская литература исчерпывается всего лишь двумя-тремя, а не 100 и тем более 200 писателями.

Проблемы издания и распространения книг армянских писателей можно очень легко (если на миг забыть об авторских гонорарах) разрешить с помощью всемирной интернет-сети. Тогда Союз писателей Армении сможет не только констатировать важность развития литературных связей Армения-Диаспора, но и сделает первый шаг по исследованию связей Армения-Мир и будет организовывать «литературный процесс», уже понимая, какой отклик вызывает в мире стоящий в своем роде «наособицу» армянский писатель, благодаря Союзу писателей в той или иной степени уже освобожденный от чисто бытовых и будничных проблем. Изолированность и блокада Армении ни в коей мере не являются помехой для литературных контактов. И если мы действительно хотим достойно предстать перед миром, то можно создать интернет-сайты и сказать во всеуслышание: вот, посмотрите, чем мы действительно особенны! Э. Милитонян, однако, считает интернет-представления пока что преждевременными. «Не у каждого писателя сегодня есть интернет», – говорит он. А это означает, что данному писателю недоступны мировые литературные новинки, а из знаменитых писателей мира помнит разве что Хемингуэя…

Хорошая литература нужна не только нам, читателям, но и самим писателям. Может быть, следует получше исследовать литературное поле и знакомить армянского читателя не только со «своими» писателями, но и с имеющимися в интернете книгами писателей других стран: читать, исследовать, анализировать язык, стиль, литературные формы? Хороший писатель всегда находит своего читателя, и чтобы помочь ему, надо, наверное, не только собирать для него деньги, но и подсказать идею или, изучив спрос, заказать ему какое-нибудь тематическое произведение – чтобы созданное им скорее нашло читателя, а не осталось всего лишь «еще одним наименованием изданной книги»!