Три бывших мэра Еревана 7-го февраля говорили в клубе «Зеркало» о нашей столице и делились мнениями о возможных будущих процессах. Альберт Базеян, Ваагн Хачатрян и Сурен Абраамян были единодушны: мэрия работает плохо. А ведь могла бы работать хорошо.
Все три бывших градоначальника Еревана не приемлют идею разделить Ереван на несколько частей, поскольку убеждены, что нынешняя структура представляет собой устоявшийся и оправдывающий себя организм. «Раздробление его – безумие и связано с большими расходами», – говорит С. Абраамян. А В. Хачатрян привел пример Лиона, когда разделенный на несколько частей город снова решили объединить, поскольку «центр и окраины превратились в разные среды: центр был идеально чистым, а на окраинах росла преступность. А. Базеян в свою очередь отметил, что ни одна из проблем столицы не решена: уборка мусора, транспорт, уличная торговля, жилищный фонд, озеленение, зимой снег, а после его таяния ямы в асфальте по-прежнему пребывают в статусе вечных проблем. По мнению С. Абраамяна, «права и обязанности мэра настолько размылись», что трудно найти критерии для оценки его работы. «Да и люди обижены на город и смирились», – добавил он.
По мнению собеседников, для того, чтобы изжить у ереванцев потребительскую психологию, нужно изменить форму управления мэрией и порядок назначения мэра. «У нас имеются назначаемый мэр и выборные руководители общин. Это означает, что руководители общин не подчинены мэру и действуют самостоятельно», – сказал В. Хачатрян. «Выборный мэр может стать головной болью для властей», – убежден С. Абраамян. Свободный и независимый выборный мэр вовсе не обязательно должен быть противовесом президенту, считает А. Базеян. Только выборный мэр может держать ответ за свои решения и ошибки. А тот факт, что ошибок было немало, бывшие мэры и не отрицают. «Мы не смогли противодействовать застройке», – признал С. Абраамян. «Нынешние власти чуточку умнее нас, поскольку лучше нас знают, где лежат деньги», – сказал В. Хачатрян, имея в виду откровенную распродажу «манящего» центра.
Говоря «Ереван», мы прежде всего имеем в виду достигшую чудовищных размеров застройку и общий грязный вид города. И только потом дома, утопающие в отбросах дворы, подъезды, лестничные клетки, дышащие на ладан водопровод и газопровод – все это далеко от того, чтобы считаться удовлетворительным. Хотя, казалось бы, все эти вопросы давно должны были быть решены, поскольку мы, ереванцы, платим за бесперебойную работу городского хозяйства. В. Хачатрян считает, что проблемы действительно должны были остаться в прошлом, поскольку если 15 лет назад водопроводные трубы замерзали, то это можно было объяснить и оправдать отсутствием электричества. Но сегодня электроэнергия есть, а трубы все равно продолжают замерзать.
О застройке и чистоте три бывших мера говорили очень эмоционально. Заманчивый центр давно уже распродан, а в сознании обитателей центра и окраин возникает разрыв.
«Ереван сегодня напоминает ад, которому грозит тепличный эффект, – убежден С. Абраамян, считающий, что мы скоро можем столкнуться с агрессией жителей окраин: – По образцу Парижа окраины вскоре набросятся на центр и начнут жечь машины и автобусы». Чтобы разгрузить периодически впадающую из-за пробок в паралич улицу Баграмяна, в свое время было предусмотрено строительство параллельной магистрали. Теперь эта идея неосуществима, ибо на месте будущей улицы выросли, словно грибы, роскошные особняки.
«Все мы бывшие, но все равно хотим сделать все возможное, чтобы очистить страну от грязи», – говорит С. Абраамян. «Жить в Ереване еще можно», – добавляет В. Хачатрян. Даже с учетом того, что наша столица занимает в числе самых дорогих городов мира очень высокое 21-е место.
Чтобы очистить страну от «грязи», нужны честные, знающие и умелые управленцы. Эти качества вовсе не обязательно будут наличествовать от выборности мэра. Мэр, будь он избранным или назначенным, не имеет права считать Ереван своей собственностью и быть беспринципным, лишь бы нравиться властям. Он всего лишь будет управлять нашим городом, и пусть совесть определяет меру его принципиальности. Пока же получается, что о разумных и принципиальных подходах говорят главным образом «бывшие», тогда как раньше, при должности, они принимали совершенно иные правила игры. Поэтому каждый новый управляющий унаследовал от прежнего и передавал следующему все более запутывающийся клубок проблем. А земля в Ереване становится все дороже и дороже, порождая великие соблазны. А еще нам очень не хвтает порядка и чистого воздуха. Пока же Ереван все больше устает от нас.