А мы и не знали, что живем в раю!

09/02/2007 Бабкен ТУНЯН

Суббота и воскресенье предусмотрены для отдыха. В лучшем случае можно поехать за город, пойти в ресторан или кафе, наконец, даже в театр. В самом крайнем случае можно остаться дома и смотреть телевизор.

Впрочем, трудно однозначно утверждать, что смотреть «ящик» – лучший отдых. Кстати и некстати прерывающая передачу реклама будет назойливо напоминать вам, что хотя вы и не «элитарный», однако тоже можете купить нечто «уникальное» и «эксклюзивное» за сущие гроши. Или же что ваш отвратительно избалованный ребенок заставит вас среди ночи искать под дождем глобус. Но самая супер-пупер-реклама это, конечно же, лотерея. Чтобы стать обладателем машины или хотя бы сотового телефона, достаточно просто купить билетик, стереть защитный слой, и готово! Интересно, чем от этих роскошных усилий отличается пресловутый рай? Реклама, что и говорить, особая тема, однако это наше последнее замечание – что мы живем в раю под названием Республика Армения, – как оказалось, касается не только рекламы, но и более серьезным сферам.

Взять, например, воскресную передачу Общественного телеканала «360 градусов». В последнем ее выпуске 20 с лишним минут говорилось о нашей экономике, и за все это время одни славословия, как будто нет никаких проблем и ничего отрицательного. А началась передача преамбулой примерно такого содержания: наши показатели столь высоки, что отныне нам стоит сравнивать себя со странами не СНГ, а Западной Европы. И пошло!.. Да нет, «360 градусов» тут ни при чем, наверное, ее работники решили малость «поддержать дух» сограждан. А ответственное дело «поддержания духа» доверили главным героям репортажа – министру торговли и экономического развития Карену Чшмаритяну и иностранке, представляющей Всемирный банк. К сожалению, смотря этот репортаж, я даже не мог представить, что прозвучат столь интересные мысли, и не записал его. Однако представить его в общих чертах нетрудно.

Начнем с Карена Чшмаритяна. Сидя перед ноутбуком, г-н министр внимательно вглядывается в экран, на котором открыт сайт Национальной статистической службы, и говорит о наших прекрасных показателях: двузначный экономический рост и все такое прочее. Разумеется, упомянут и присвоенный «Heritage Foundation» Армении индекс экономической свободы.

Что касается промышленности, то г-н Чшмаритян ответил, что если не считать энергетической сферы и производства бриллиантов, то мы повсюду фиксируем рост. К сведению любознательных: согласно данным той же Национальной статслужбы, энергетическая сфера составляет больше 60% нашей промышленности. Тогда как же так получается: производство электричества по сравнению с прошлым годом снизилось, а предприятия, потребляющие энергию, наращивают темпы? Не иначе как чудом. Если же мы не верим в чудеса, то остается только предположить, что производители начали производить с помощью меньшего количества энергии. Но тогда почему им постоянно увещевают: не сетуйте на подорожание драма, давайте лучше модернизируйтесь!..

А вот еще одна нетривиальная мысль: хотя отрицательный баланс внешней торговли и увеличился, однако он «не перевалил за допустимые пределы». Каковы эти допустимые пределы, правда, разъяснено не было. Зато было констатировано следующее: да, объем импорта увеличился, но большую часть его составляют оборудование и сырье. Но опять же что получается: люди завозят новое оборудование, увеличивают количество сырья, а промышленность не растет. Почему? Ответа на этот вопрос, мы, конечно же, не ждем, хотя и можно было сказать нечто вроде: растет, мол, просто вы этого не видите. Словом, ведомство, возглавляемое г-ном Чшмаритяном, словно специально создано для того, чтобы под конец года в выигрышном свете представлять данные Госстатуправления. К этому мы уже привыкли.

Что же касается Всемирного банка (ВБ), то положение здесь несколько иное. ВБ предоставил Армении, что и говорить, большие деньги, что уж тут отрицать. Но…

Представьте себе две соседские семьи, живущие в маленьком селе. Одна из них выращивает помидоры на продажу. Дела идут неплохо, не сетуют: приобрели телевизор, спутниковую антенну, DVD, недавно вот и машину купили… Повод для недовольства дает только соседская семья: здесь не то что помидоры, даже сорную траву не могут вырастить – по самым разным причинам. Глава семьи, однако, всячески скрывает свои неудачи, зато хвастает, что собирает урожаи, которые впору что в книгу рекордов Гиннеса поместить – цифры совершено двузначные! Однако факты свидетельствуют об обратном. Ну, например, что соседские дети всегда оказываются у соседей в гостях и уж, конечно, приглашаются к столу. Или, играя вместе, втихаря унесут с собой пару поленьев для печки или по ходу сорвут с дерева пару-тройку абрикосов. А по вечерам у них из дома вместо звуков классической музыки доносятся крики и ругань, так что даже уснуть удачливым соседям невозможно. Как тут быть?

И тогда хорошие соседи отряжают одного из своих детей «на разведку» – под предлогом, скажем, «не одолжите ли топор?» И оказывается, что у соседей полный крах – даже на хлеб денег нет! А это уже прямо угрожает процветающему соседу, поэтому он решает предпринять кое-какие воспитательные шаги. Скажем, внушает соседу, что надо быть более демократичным, уважать права сосе… человека: не красть, не воровать у жены обручальное кольцо, чтобы продать и на эти деньги напиться… А добропорядочная жена добропорядочного соседа убеждает товарку быть более конструктивной, толерантной, пытаться видеть во всем и хорошее тоже, и так далее, и тому подобное. Могут даже дать сколько-то денег, чтобы купили пяток кур, семенной картофель, пару мешков удобрений. Могут и посоветовать, как можно обойтись малым.

Словом, к соседям они отнеслись со всей душой и совершенно сердечно – лишь бы и те начали жить хоть чуточку по-людски и не беспокоили их. Пусть встанут на ноги, не помрут от голода – поможем, чем можем. Но – с одним условием: чтобы сосед на данные ему деньги ни в коем случае не должен покупать помидорную рассаду и тоже выращивать помидоры. Почему? А затем, выражаясь культурно, чтобы не конкурировал! Вот так: выгоднее подкидывать бедному соседу кой-какие деньги, помогать ему, но помогать так, чтобы он никогда не оказался в силах сделать что-то самостоятельно, действительно не выбился «в люди», чтобы всегда был зависим, ниже, беднее. И чтобы, когда в один прекрасный день пять его кур снесут 10 яиц, он балдея от счастья, прибежал к богатому соседу и похвастался: смотри, какой у меня двузначный рост! А богатый сосед, с трудом сдерживая смех, снисходительно похлопал его по плечу: «Молодец, видишь же – можешь, когда хочешь…» Нет, конечно, не яйца нести, а кормить семью, пусть даже впроголодь. А если вдруг соседские куры окажутся несушками хоть куда, тот же «добрый» сосед втихаря сделает что-нибудь с мужским достоинством петуха. Или же начнет нашептывать другим соседям, чтобы не покупали и не выменивать у того яиц – чтобы подспудная мечта бедолаги устроить собственную маленькую птицеферму пошли прахом.

Ну а теперь давайте искренне признаемся: разве поведение нашего государства чем-то принципиально отличается от поведения бедного соседа, а поведение ВБ или других международных финансовых организаций – от поведения выращивателя помидоров?

Или будем по-прежнему тешить себя надеждой, что все эти иностранцы приехали в Армению ради наших прекрасных глаз и, оставив собственные дела и заботы, пекутся лишь о нашем светлом будущем? Да нет же – не бывает так. Потому что, если послушать их, так мы и в самом деле живем в раю.