Принятие «армянской резолюции» зависит от Белого дома

09/02/2007 Артак АЛЕКСАНЯН

Страсти в Вашингтоне накалились. Впрочем, здесь никогда не бывает тихо. Просто эти дни стали очень драматичными для американских армян. Сформированная в законодательном органе демократическое большинство впервые сделало осязаемой предвкушение победы: резолюция с осуждением геноцида армян в Османской Турции может быть принята!

Резолюция № 106

Резолюцию № 106 Палате представителей Конгресса США представили 30-го января шесть конгрессменов во главе с Адамом Шифом. Резолюция уже получило предварительное одобрение большого числа конгрессменов как от Демократической, так и от Республиканской партии.

В сущности, это та же самая резолюция, которую не смог рассмотреть предыдущий Конгресс. Тогда резолюция № 316, одобренная Комиссией по иностранным делам, не была включена в повестку дня из-за вето спикера-республиканца.

Резолюция состоит из двух частей. В 30 пунктах первой части перечисляются те исторические факты и аргументы, с учетом которых Конгрессу предлагается квалифицировать события 1915-го года как геноцид. Вторая часть представляет собой рекомендацию с призывом к администрации и главе Белого дома использовать в своем ежегодном послании к народу слово «геноцид». То, что резолюция и вообще Армянский вопрос постоянно находится в повестке дя Конгресса, является совместной заслугой Армянской ассамблеи Америки (ААА) и бюро Ай Дата (Армянского вопроса). Представители именно этих двух организаций постоянно работают с конгрессменами, обеспечивая им необходимую поддержку и голоса.

Армянская ассамблея Америки

Самым популярным снимком в личном фотоархиве Драйана Ардуни, опубликованным почти всеми американскими газетами, является та, на которой он вдвоем с Нэнси Пелоси.

Председатель Палаты представителей Нэнси Пелоси всегда была настроена проармянски и являлась одной из самых ревностных конгрессменов, поддерживающих «армянский вопрос». Фотография была запущена в обращение именно для того, чтобы подтвердить это ее отношение и напоминать о нем. Когда мы встретились с г-ном Ардуни после состоявшихся выборов, первым делом, разумеется, стало уточнение числа дружески настроенных к армянам конгрессменов. Хорошо, конечно, что демократы победили, но не меньше радует и то, что среди друзей ААА числятся и многие влиятельные демократы.

В прошлом году у нас было 163 сторонника. Это весьма впечатляющее число. Сейчас «наших» в Конгрессе 146 человек: кто-то не был избран, кто-то ушел на пенсию. Работа с Конгрессом каждого нового созыва начинается заново. Чтобы получить большинство, нам необходимо больше 200 голосов.

– Сейчас, когда демократы во главе с Нэнси Пелоси имеют большинство, насколько вероятно принятие резолюции?

– Политический расклад в Конгрессе сегодня благоприятен для нас. Многие конгрессмены знают о геноциде армян, информированы об армяно-американских отношениях Нэнси Пелоси также намекнула, что поддержит резолюцию. Однако это еще ничего не значит. На предстоит еще колоссальная «домашняя работа», прежде чем наша борьба по принятию резолюции воплотились в реальную победу.

– Часть наблюдателей осуждала ААА за упрощение всей процедуры принятия резолюции о геноциде армян. В случае с кандидатом в послы США в РА Хогландом все дело также уперлось в принуждение произнести слово «геноцид»…

– Я не думаю, что это так. Мы рассматриваем проблему на основе не одного лишь выступления, а гораздо глобальней и шире. Этой резолюцией и слушаниями в Конгрессе мы хотим зафиксировать то, что произошло. Чтобы каждый американский посол, будь то во Франции, Армении или Турции, мог квалифицировать события так, как они есть на самом деле. Американские президенты в своих ежегодных посланиях дали буквально все словарные описания это трагедии, однако отказываются употребить само слово «геноцид». Наша задача – сделать эту темную страницу истории четкой ля всех, в том числе и американцев.

Гафесчяновский «ход конем»

За все время интервью Брайан Ардуни смутился лишь раз. Даже попросил на некоторое время выключить диктофон, чтобы он смог собраться с мыслями. Дело касалось новосозданной армянской лоббистской организации.

Итак, в конце прошлого года американский мультимиллионер и благотворитель Жерар Гафесчян создал новую организацию под названием USAPAC – US-Armеnia Public Affairs Committee (Общественая комиссия по американо-армянским связям).

Эта невинная на первый взгляд организация произвела целый переполох. Брайан и сам признал, что получил немало недоуменных звонков.

Во-первый, Гафесчян был и остается членом совета ААА (его полное название – Совет доверенных), при этом достаточно влиятельным, чтобы быть в силах осуществить свои идеи. Во-вторых, исполнительными директорами своей организации Гафесчян назначил Роса Вартьяна и Роба Мошера. Оба они – работники ААА. Более того, Рос Вартьян дольше всех остальных был исполнительным директором Ассамблеи. Он считался весьма влиятельным человеком, известным своими связями и личными дружественными отношениями с конгрессменами. Рос Вартьян ушел из ААА по собственному желанию с намерением уйти на пенсию.

Таким образом, Гафесчян сформировал команду, в эффективность работы которой верят многие. Более того, он готов вложить серьезные деньги для обеспечения успешной деятельности этой организации. Основатель Армянской ассамблеи Америки, также видный американский армянин и благотворитель Грайр Овнанян несколько лет назад продал офис ААА в центре Вашингтона и переехал в другое здание.

Сам Р. Вартьян заявил, что USAPAC будет заниматься главным образом нынешними политическими процессами, в частности, постарается снизить значение нефтяного фактора на внешнюю политику США. Что же касается Турции, то организация настроена на установление более теплых отношений, поскольку, по ее мнению, будущее членство в Евросоюзе пойдет Армении больше на пользу, чем во вред. По вопросу же резолюции USAPAC обещает дополнить усилия ААА и Ай Дата и попытаться объединить силы всех организаций.

Пока трудно судить, является ли USAPAC организацией, направленной против ААА, или же действительно свежей силой. Ясно лишь одно: предпочтительней иметь одну, но мощную лоббистскую организацию, чем несколько отдельных, но слабых групп. В этом же случае от тактики и стратегии новой организации
Будет зависеть и судьба остальных. Но пока что все силы и внимание армян Америки направлены на внесенную в Конгрессе резолюцию.

Последствия резолюции

Если даже резолюция буде принята, нет никакой гарантии, что президент Буш в апреле произнесет слово «геноцид». В конце концов, резолюция лишь призывает, а не принуждает. Хотя, с другой стороны, резолюция является той правовой основой, ссылаясь на которую американские армяне могут потребовать внести большую четкость в формулировку этой части ежегодного послания.

Трудно сказать, как обернется все на этот раз. Ясное дело, что администрация Буша вынуждена будет работать с двухпартийным законодательным органом. Увеличение численности американских войск в Ираке и, в этой связи, бюджетных расходов в 2008 году уже дают повод для переговоров. Проблема лишь в том, в каком контексте будет рассматриваться вопрос признания геноцида армян.

Согласившись на увеличение расходов, демократы могут предложить Бушу пойти на уступку по этому злополучному «армянскому вопросу» – с учетом того, что не за горами новые президентские выборы, а голоса армян тоже немало значат. С другой стороны, протурецкое лобби также не сидит сложа руки. В последнее время турки проявляют поистине беспрецедентную активность. На этой неделе в Вашингтоне побывает глава МИД Турции, и не исключено, что в обмен на вето по «армянской резолюции» Анкара пойдет на уступки Вашингтону относительно дополнительных военных усилий в Ираке.

Словом, сейчас судьба этой резолюции зависит от Белого дома. Именно там должны решить, что они потеряют и что выиграют, положив «армянскую резолюцию» на ту или иную чашу весов.