Победила «пристойность»

07/02/2007 Нуне АХВЕРДЯН

Министерство культуры Армении может праздновать победу, поскольку благодаря операции, осуществленной в стиле быстрого реагирования, удалось предотвратить представление, оскорбляющее достоинство Армении.

В центре внимания министерства оказался английский актер и танцор Найджел Чарнок, который своей импровизацией «Франк» надругался над нашим национальным флагом и оскорбил наши патриотические чувства. «Использовать армянский триколор в качестве ковра, танцевать на нем и кривляться непозволительно и наказуемо по закону», – говорится в распространенном министерством заявлении, озаглавленном «Допустимо лишь то, что пристойно».

«Британский совет», пригласивший английского актера в Армению, попытался спасти положение, утверждая, что Чарнок не имел никакого умысла оскорбить армян, а сами они понятия не имели о содержании представления, поскольку Найджел Чарнок предварительно не репетировал его. Люди, видевшие игру Чарнока в Англии, утверждают, что он никогда еще не поступал столь вольно с национальным символом какой-либо страны и никогда столь откровенно не выставлял сексуальную тему. Найджел Чарнок засунул микрофон и армянский флаг в свои трусы, полуголым, а то и вовсе голым танцевал на сцене, имитируя половой акт, а также швырял в зрителей свою одежду, а также конфеты.

Вмешательство министерства предотвратило второе представление, билеты на который уже были распроданы. Быть или не быть второму представлению, определилось всего за час до его начала. Члены «Британского совета» и лично Найджел Чарнок пришли в театр имени Станиславского, чтобы дать разъяснения и извиниться. Они заверили также, что непристойные эпизоды непременно будут изъяты из представления. «Я не знал, что эпизод с флагом может быть уголовно наказуемым и рассматриваться как оскорбление, – сказал Н. Чарнок. – Поместив рядом флаги наших двух государств, я хотел подчеркнуть нашу дружбу и товарищество, поскольку мое представление – о любви. Я знаю, что в Англии нельзя сжигать флаг, и я не сжигаю его, но использую в своем представлении». Кстати, армянский флаг актер, никому об этом не обмолвившись, купил в одном из магазинов на площади Республики. Оправдания Н. Чарнока и «Британского совета» были, кажется, приняты руководителем русского театра имени Станиславского Александром Григоряном и министерством, однако желание благополучно «сдать дело в архив» оказалось столь велико, что английскому актеру не оставалось ничего иного, как добровольно отказаться от дальнейших представлений.

Выяснилось также, что световая система представления «Франк» была демонтирована еще ранним утром того же дня, а световая партитура стерта, а на сцене смонтирована декорации постановки из репертуара театра. Восстановить за час представление оказалось невозможным не только по идейным и моральным, но и по чисто техническим причинам. Художественный руководитель и директор театр были рады избавиться от этой «головной боли», которую А. Григорян назвал «талантливым, но жутким хулиганством», которое можно представлять в порнотеатре, но никак не на сцене государственного театра.

Согласно закону РА «О государственном флаге», флаг можно поднимать, спускать, передавать и устанавливать только в установленных законом местах, в соответствующих ситуациях, на соответствующей высоте и в соответствующем положении. Церемониал использования государственного флага устанавливается правительством. А английский актер, не ознакомившись с законом, использовал наш флаг в качестве бутафории, нарушив сразу несколько положений закона. В том числе пункт, гласящий, что флаг РА «должен быть цельным, чистым и невылинявшим, а нижняя кромка флага должна находиться на высоте не менее 2,5 метров от земли». Бог весть, какой степени чистоты оказался флаг, по которому топтались на сцене. И хотя английский актер, вызвавший справедливое негодование Министерства культуры, и признал все свои прегрешения и обещал больше не провоцировать армянского зрителя, представление, тем не менее, не состоялось. Люди, же, купившие на него билеты, узнали об этом всего за несколько минут до его предположительного начала. Примечательно, что свое решение министерство рассматривает лишь с точки зрения государственных интересов, забывая о правах зрителей, которых ввиду нездорового любопытства из-за спора государство-личность оказалось больше обычного.

Оставив в стороне художественную сторону «Франка», по мнению А. Григорян совершенно антиэстетическую, а по мнению многих посмотревших ее – просто безнравственную, нелишне вспомнить также о праве граждан РА в условиях свободы слова самостоятельно решать – смотреть ему представление или нет. Тем более, если он заплатил за это и пришел в театр, не ведая, что столкнется с цензурой под предлогом защиты государственных интересов.

P.S.
На днях группа молодых деятелей искусств распространила письмо, в котором решение Министерства культуры РА о лишении английского актера сцены квалифицируется как «вето на свободу» и «пощечина искусству». «Искусство в мире давно уже свободно, – говорится в письме, – тогда как в нашу страну возвращается тоталитарная машина. Так приходит фашизм».