ВНП растет за счет налоговой

07/02/2007 Бабкен ТУНЯН

Люди, занимающиеся малым и средним бизнесом, в основном торговцы, жалуются, что в последнее время Налоговая служба слишком часто притесняет их.

Чтобы понять, о чем речь, вернемся немного назад. Если помните, через 10 дней после Нового года президент страны, решив вернуть “к рабочему ритму после праздничных настроений”, вызвал к себе сотрудников Налоговой и Таможенной служб и сказал им: “Не думаю, что посредством Контрольной службы вам необходимо непрестанно напоминать, что в той или иной отрасли экономики есть большой теневой сектор, и ваша цель бороться против этого. Пока я не вижу неодходимого усердия в такой борьбе в службах. Есть продвижения, но на сегодняшний день назвать их эффективными нельзя. В этом году у меня и у правительства будет больше требований к вашим службам”.

На первый взгляд может возникнуть вопрос, с чем это связано. Ведь люди работают хорошо, намеченные бюджетом на последние годы сборы налогов обеспечиваются.

Но не надо забывать, что бюджет 2007 года, как говорится, “претенциозный”: намечено собрать налогов на 80 млрд драмов больше. А это не простая работа. Может возникнуть также вопрос: почему намечена такая большая цифра. На этот вопрос есть простой ответ. Во-первых, решает не Налоговый орган, который не совсем доволен дополнительной ношей, возложенной на него. Однако если в стране ежегодно отмечается двойной рост, который и пускается пылью в глаза Запада, она обязана выплачивать соответствующие налоги.

На этой же встрече Кочарян отметил, что основное требование будет касаться соотношения ВНП к налоговым сборам. Он сказал также, что показатели растут из года в год, но если сравнить наш уровень с другими странами, “вы работаете плохо. С этого года ваша деятельность будет оцениваться именно из этого соотношения”.

Если бы экономика дествительно делала тировые прыжки, то не возникало бы проблем. Однако налоговикам и таможенникам теперь придется ломать голову, откуда найти эти 80 млрд драм. А самый легкий путь сокращения “тени” – притеснение мелких, “не имеющих веса” предпринимателей. То есть, наши высокопоставленные чиновники решили, что “тень” необходимо искоренить именно за счет мелких и средних предпринимателей.

Картина прояснится, если провести небольшой анализ.

Попробуем ответить на вопрос, в какой области имеется “тень”. В прессе не раз отмечалось, что 300 крупных налогоплательщиков обеспечивают 70% налоговых сборов бюджета. Это значит, что 70% официального ВНП создается именно в этой сфере. Это в свою очередь означает, что 70% теневой экономики также находится в крупном бизнесе. Однако борьба против “тени” в крупном бизнесе несет несколько “призрачный” характер. С ними просто заключаеся соглашение, какой объем будет внесен в бюджет в течение года. Потому, слово борьба в данном случае несколько условна. А в “роль” государство входит в отношении малого и среднего бизнеса. Потому что, если коснутся крупных, то на телефоны ГНС поступят неприятные звонки от принявших решение о 80-ти миллиардах лиц.

Посмотрите, что происходит. Не секрет, что большая часть хозяйствующих объектов, почти 90%, работает в “тени”. Не полностью, но часть их деятельности не фигурирует в налоговых документах.

В свое время заместитель Начальника ГНС Армен Алавердян сказал в интервью “168 жам”, что тень больше всего имеет место в зарегистрированном, действующем бизнесе. Эта ситуация известна всем, однако резкие шаги в этом направлении очень опасны. Если будет сделана попытка привести на правовое поле избранных, то они не выдержат конкуренции и обонкротятся. Если будут “выведены из тени” все, то это вызовет слишком большую волну протеста. Это не требует доказательства. Любой налоговый инспктор может при желании отштрафовать любую торговую точку за не выдачу чеков. Но этого не делается.

Создалась некая ситуация “статус-кво”.

В интервью “168 жам” начальник ГНС Феликс Цолакян сказал, что в настоящее время нет ни одного объекта, в который бы не явился налоговый инспектор. То есть, вся отрасль находится в поле налогового контроля. Однако налоговые инспектора и владельцы объектов работают на “компромиссных” основах, то есть вместе решили, сколько получит инспектор, сколько будет перечислено в бюджет. Теперь ситуация меняется. Доля бюджета увеличилась на 80 млрд драм, эта сумма распределена на все налоговые отделы. А работники территориальных отделов вынуждены вести “разъяснительную работу” среди своих владельцев объектов. Попросту говоря, заставляют платить больше, что и вызывает недовольство. И эта ситуация будет царить постоянно. ВНП будет постоянно расти, международные организации будут требовать, чтобы налоги соответствовали этому росту, а хозяйствующим объектам придется платить все больше и больше.

Возможно, на это можно посмотреть положительно, поскольку со временем тень сократится. Однако это сокращение необходимо начать сверху. Но самое интересное в том, что это доказывает блеф о нашем экономическом росте.

Здесь и проявляется абсурдность нашей экономики: у нас не экономический рост увеличивает налоговые сборы, а наоборот, налоговые сборы увеличивают цифры экономического роста, только и всего.