Как только вновь начинает приедаться навешиваемая властями на наши уши лапша о двузначном экономическом росте страны, многие задают вопрос: а как отражается на жизненном уровне простых людей этот рост? В ответ на этот вопрос опять заводится песня о сокращении бедности, доходе на душу населения и прочих подобных вещах.
Однако если малость призадуматься, то нетрудно будет заметить, что самым ярким свидетельством нашего экономического роста действительно является рост. Рост цен. И сколько бы официальная статистика ни утверждала, что рост ничтожный, люди все же больше склонны доверять собственным глазам. Так, например, если люди отправляются отдыхать в Турцию, «оптимисты» говорят, что вот, видите, доходы растут и люди уже могут позволить себе поехать посмотреть мир. Другая же сторона вопроса – что отдохнуть на Севане или в Цахкадзоре стоит несравненно дороже, чем в Анталии, остается как бы в тени. И действительно, чего ради ездить на Севан, если отдохнуть в Анталии и дешевле, и престижней, да и на пляже никто не будет приставать с требованием купить «варени кукуруз»!
(Кстати, какой-то остряк «исправил» указатель при въезде в Цахакадор: вместо «Цахкадзор» написал «Цахсадзор», так что вместо Ущелья цветов получилась Долина расходов).
Впрочем, ситуация эта в чем-то понятна. Мы, считается, как-никак являемся рыночной страной, цены определяет не государство, а рынок, и что может сделать наше «расчудесное» государство, если в результате спроса-предложения формируются несусветные цены? Но, как ни странно, под ростом цен (она же инфляция) наши государственные мужи почему-то упоминают только индекс потребителских цен. А точнее, те 470 наименований товаров и услуг, которые включены в официальную «корзину». А в нее каким-то совершенно непостижимым образом не умещаются те деньги, которые гражданин выплачивает государству. Отметим хотя бы стоимость нотариальных услуг, о головокружительной дороговизне которых гражданин узнает лишь тогда, когда сталкивается с государственными структурами.
Но самыми поразительными является, пожалуй, наказания за нарушение правил дорожного движения. Проще говоря, штрафы. Не так давно нас порадовали теми благими переменами, которые ожидают нас готовящимися реформами в сфере дорожной полиции. Все, говорят, больше не будет гаишников-вымогателей взяток. Нет, не то чтобы их психология в одночасье изменится, и они станут более «прогосударственными», – просто будет действовать иной механизм. Так, с каждого составленного им протокола, а попросту «акта», гаишник будет иметь свою долю. Как сообщил нашей газете председатель общественной организации Центр защиты автоводителей «Акилес» Эдуард Ованнисян, штрафы за нарушения уже идут не в госбюджет, а на внебюджетный счет Полиции РА. Определенные суммы с этого счета и пойдут выписавшим штрафы автоинспекторам. Ходят слухи, что эти деньги могут составить 30% общей суммы, однако конкретные цифры пока только рассматриваются. Словом, гаишнику выгоднее уже не брать «налом» по «мелочи», а составлять протоколы о нарушении. Ибо штрафы за них настолько внушительны, что знакомство с ними вызывает недоумение: неужели мы живем в какой-то процветающей и благоустроенной европейской стране?
Штрафы за нарушения предусматриваются Кодексом об административных правонарушениях РА. Так, например, согласно статье 123 этого кодекса, за нарушение порядка занавешивания окон автомобиля или тонирования стекол штраф составит 50 минимальных зарплат, то есть 50 000 драмов. Что же касается номеров, то закон тут еще более суров. Представьте себе такую ситуации. Вы паркуете машину в неразрешенном месте (скажем, у левого тротуара улицы Абовяна) и заходите в какой-нибудь магазин. Выйдя через полчаса из магазина, вы обнаруживаете, что заднего номерного знака нет, а на ветровое стекло нашлепнута бумажка, извещающая, что его унес инспектор дорожной полиции такой-то за нарушение правил парковки, и чтобы вернуть номер, следует заплатить штраф в размере 3000 драмов. Но если вы решитесь поехать в «Поси ГАИ», чтобы заплатить штраф, то рискуете нарваться на гораздо большую неприятность: вас может остановить другой инспектор и выписать уже штраф в размере 200 000 драмов. Ибо та же статья 123 Кодекса об административных правонарушениях гласит: «Вождение водителем транспортных средств без государственных номерных знаков, с фальшивыми или замененными номерными знаками приводит к назначению штрафа в виде 200 минимальных размеров оплаты труда».
Штрафы подобных размеров просто непонятны для страны, где школьный учитель получает 50 тысяч драмов зарплаты. Того же мнения и председатель «Акилеса» Эд. Ованнисян. «200 тысяч драмов за это – просто нелепость, – говорит он, – ведь отсутствие номеров – не уголовное преступление!» К этому он добавляет, что известны случаи, когда за опоздание с уплатой штрафа его сумма возрастала до миллиона драмов. Как сообщил г-н Ованнисян, сейчас в НС в стадии обсуждения находится еще один законопроект о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях, в котором штраф за отсутствие номера снижен до 100 тысяч драмов. По словам Эд. Ованнисяна, они обращались в НС со многими своими предложениями, однако они не были приняты во внимание.
Согласно статье 124 действующего кодекса, невыполнение водителем законного требования инспектора остановиться ведет к штрафу в размере 6 минимальных зарплат. Обсуждаемый ныне законопроект предлагает довести шестикратный размер до… двухсотпятидесятикратного! Это значит, что если вы не заметите жеста автоинспектора остановиться, то придется раскошелиться на 250 тысяч драмов. За езду без привязных ремней закон предусматривал «символический» штраф – 30% от минимальной зарплаты, то есть всего 300 драмов. Сейчас его предлагается увеличить до 5000 драмов.
Изменится и размер штрафа за превышение максимальной скорости. Так, согласно действующему закону, за превышение скорости на 15-30 км/ч штраф равен 3000 драмов, за превышение на 30-40 км/ч – 5000 драмов, за превышение на 40-60 км/ч – 8000 драмов, а после этого штраф вырастает до 10 000 драмов. Новый законопроект предполагает изменение не только размеров штрафа, но и шкалы скоростей, кроме того, дифференцирован размер штрафа за езду в населенных пунктах и вне населенных пунктов. Если законопроект будет принят, то за езду, скажем, в селе со скоростью на 11-20 км/ч выше максимальной штраф составит 12 000 драмов, при превышении на 21-30 км/ч – 17 000, при превышении на 31-40 км/ч – 22 000, а если скорость еще выше, то уже все 40 000 драмов.
Представим несколько других «мелочей» из предлагаемого пакета. Если водитель во время езды пользуется телефонной или радиосвязью, то должен заплатить 3000 драмов штрафа. А за выезд на встречную полосу или, как говорят армяне, «стреч», вам придется раскошелиться на сумму от 20-и до 50 тысяч драмов. Остановка на пешеходной полосе обойдется в 30 тысяч, езда без водительских прав – всего в 20 тысяч. Парковка не параллельно проезжей части «стоит» 10 тысяч драмов. Авторы законопректа подумали и о защите окружающей среды: если вы выкинете из транспортного средства какие-нибудь вещи или предметы (скажем, окурок или пластиковую бутылку), то оштрафут на 5000 драмов. Вождение в нетрезвом виде будет стоить столько же, сколько и тонирование стекол – в 50 000. Ну а если попадетесь в подпитии еще раз, то лишитесь водительских прав на год. К сведению водителей: он будет считаться «находящимся в нетрезвом состоянии», если содержание чистого спирта в крови составит 0,8 грамм на литр или 0,4 миллиграмма в литре выдыхаемого воздуха. Заметим между прочим, что отказ от «проверки на трезвость» приведет к тому, что к 50 000 драмов штрафа приплюсуется еще 100 000.
Кодекс устанавливает и грубые нарушения. Так, игнорирование знаков светофора или регулировщика, да если при этом еще и превышена скорость, ведет к штрафу в размере 50 000 драмов. А если еще и выпимши, то меньше чем за 200 000 не отделаетесь.
Мы просто не можем рассмотреть все статьи. Желающие могут самолично узнать все детали в архиве законопроектов на сайте НС. Законопроект, о котором идет речь, выставлен 23-го января 2007 г.
Как сообщил нам Эдуард Ованнисян, законопроект будет поставлен на голосование, скорее всего, в феврале. Каждый человек может иметь собственное мнение об этом законопроекте. Кому-то он может показаться нужным и обоснованным, поскольку водители будут меньше нарушать правила, кто-то другой сочтет «шкалу штрафов» никак не соответствующей реалиям социальной жизни Армении.
Проблема состоит еще и в том, будут ли эти новые законы равными для всех, или же и здесь появятся «исключения» и «льготники». Поглядите сами: в системе дорожной полиции уже произошли изменения, наряды и патрули стали передвижными, штрафы уже идут во внебюджетный фонд. Это значит, что у дорожной полиции имеется веский стимул составлять как можно больше протоколов. Однако механизм контроля – та же система GPS или наблюдающие телекамеры – все еще находятся в стадии перспективы. Следовательно, опять же от автоинспекторов зависит, на кого писать «акт» и в отношении кого лучше разумно воздержаться.
Председатель центра «Акилес» отметил также, что хотя прежнее ГАИ превратилось в Дорожную полицию, однако пока еще нет никакого закона, регулирующего взаимоотношения водитель-автоинспектор. Впрочем, он настроен оптимистично, ибо уверен, что ситуация в этой одной из самых коррумпированных сфер изменится к лучшему.
Говорить о каких-либо реальных результатов реформы еще рано, поскольку программа эта рассчитана до 2009-го года. Однако многие уже считают, что кое-какие позитивные изменения уже есть. Один из них – исполняющий обязанности посла США в Армении (хотя как-то трудно себе представить, что гаишники «тормозили» его лимузин и вымогали 1000 драмов). Но, как говорится, цыплят по осени считают. А пока что впечатление такое, что хотят за счет водителей пополнить государственную казну (хотя скорее – улучшить материальное положение полицейских). Тем не менее, мы можем со всем основанием гордиться хотя бы тем, что штрафы у нас на уровне самых развитых государств мира – под стать нашему внушительному экономическому росту.