Президенту врут и не стесняются

30/01/2007 Бабкен ТУНЯН

Наверное, вам доводилось читать сказки о том, как какой-нибудь древний властитель переодевался в дервиша и ходил «в народ». Причиной столь рискованного занятия являлись вовсе не недостаток адреналина или особая модность одеяния дервишей.

Понятное дело, конечно, что самодержец намеревался таким образом ближе ознакомиться с положением своего народа, его проблемами и нуждами, увидеть истинную реальность собственными глазами, а не профильтрованной назир-везирами.

И вот на днях выяснилось, что подобного рода образ действий позарез необходим и нашим нынешним властям. И в первую очередь Роберту Кочаряну, ибо именно он получает профильтрованную информацию. Автором этого «открытия» является экономист Эдуард Агаджанов, который, обобщив 26-го января в клубе «Аргумент» экономические показатели прошедшего года, пришел к выводу, что структура экономики нашей страны представляет собой структуру третьеразрядного и даже пяторазрядного государства, поскольку не обеспечивает качественного роста и развития, а доля промышленности в ВВП сокращается, так что происходит «депромышленизация» экономики. Если так будет продолжаться и дальше, то в скором времени мы получим строительно-аграрную экономику.

В очередной раз подчеркнув, что будущее экономики Армении заключается в ориентировании на экспорт, г-н Агаджанов с помощью данных официальной статистики показал, что чем больше росло ВВП, тем больше становился и отрицательный внешнеторговый баланс нашей страны. Так, например, в 2004 г. рост ВВП составил 10,1%, а дефицит внешней торговли – 7,5%. В 2005-м: рост ВВП на 13,9%, дефицита внешней торговли – 28,4%. В 2006-м картина еще более неприглядна: ВВП вырос на 13,5%, внешнеторговый дефицит – на 45%.

Э. Агаджанов счел абсурдом то явление, что темпы роста внешнеторгового дефицита втрое превышает темпы рост ВВП и за три года дефицит вырос вдвое. «Я обращусь к властям с предложением зарегистрировать такое в книге рекордов Гиннеса», – сказал экономист.

Основной причиной такого положения, по его мнению, является удорожание драма.Эту точку зрения г-н Агаджанов также обосновал с помощью официальных данных, подчеркнув, что рост внешнеторгового дефицита рос параллельно укреплению драма.

При этом, по мнению г-на Агаджанова, имеются противоречия даже в цифрах, представляемых официальными структурами. Так, когда Национальная статслужба утверждает, что мы имеем двузначный экономический рост и низкую инфляцию, Центральный банк верит этому. А когда Статслужба уверяет, что платежный баланс отрицателен на 200 млн долларов, ЦБ представляет свои собственные, причем прямо противоположные оценки: положительное сальдо составляет несколько сот миллионов долларов. В этом вопросе Э. Агаджанов склонен верить скорее Национальной статистической службе, поскольку если бы наш платежный баланс был действительно положительным, то это означало бы такие финансовые потоки в Армении, такие «впрыскивания», что экономический рост составил бы не 13, а все 30 процентов.

Еще одной причиной такого положения г-н Агаджанов считает то, что среди властей нет серьезных экономистов. Председателя ЦБ Тиграна Саркисяна г-н Агаджанов уважал как специалиста до августа 2005-го года, когда Т. Саркисян объяснил колебания валютного курса повышением процентных ставок Резервной федеральной системы США и укреплением китайского юаня. О Карене Чшмаритяне как экономисте речь вообще не идет, поскольку тот в довольной прозрачной форме обвинил народ в «лодырничании», заявив, что люди не хотят работать и целиком полагаются на зарубежные трансферты. Нехватку серьезных специалистов, серьезного анализа пытаются восполнить находящие вне власти экономисты, однако к их мнению не прислушиваются. Э. Агаджанов считает Армению уникальной страной, отмечая в это связи, что обратная связь между властями и находящимися вне власти специалистами вообще отсутствует.

А президент страны получает «отфильтрованную» информацию, которую преподносят ему подчиненные. То есть он уверен, что все идет блестяще. Как-то трудно представить, что Роберт Кочарян не следит за прессой или, скажем, не может без посторонней помощи заглянуть в официальный сайт Статслужбы для ознакомления публикуемых ею данных.

На это замечание «168 часов» г-н Агаджанов ответил, что у президента вряд ли имеется свободное время для лазания с этой целью в интернет. Кроме того, по его мнению, президент и не обязан это делать: на основе этих данных министры и другие соответствующие лица должны делать анализы и представлять их главе государства. А они либо не делают этого, либо перевирают все. Не согласился г-н Агаджанов и тем замечанием, что особой необходимости в глубоком анализе и нет: всем и так ясно, что промышленность находится в упадке, а внешнеторговый дефицит растет. По его мнению, те же самые министры могут запросто и красиво внушить президенту, что в упадок переживают слабые и неконкурентные отрасли, а общая ситуация просто превосходна.

Итак, получается, что Роберт Кочарян ничего не ведает, поскольку его обманывают его же подчиненные. Если бы мы не знали, что Эдуард Агаджанов – экономист-оппозиционер, то можно было бы подумать, что автором такого заявления является руководитель предвыборного штаба Роберта Кочаряна. Но поскольку в обозримом будущем у Р. Кочаряна вряд ли будет предвыборный штаб, ибо Конституция РА запрещает переизбрание президента на третий срок, то остается лишь предположить, что президента действительно дезинформируют. Впрочем, как-то трудно поверить в его легковерие и наивность.

Будем надеяться, что репортаж об обсуждении в клубе «Аргумент» Роберту Кочаряну все же попадется на глаза и он предпримет соответствующие меры. Впрочем, переодеться дервишем или вряд ли получится – откуда взять дервишский бурнус? Да и не выйдет ничего: только представьте себе нашего президента в дервишском рванье в сопровождении кавалькады машин со свитой и охраной! Люди засомневаются. Хотя, конечно, если есть большое желание, можно все-таки что-то сделать. Но можно и ничего не делать, а просто выждать, ведь у лжи, как говорится, короткие ноги.

Очень даже вероятно, что в один прекрасный день президент напрямую спросит докладывающему ему министру: «А действительно ли все ли так прекрасно, милый?» Министр покраснеет, и вся правда всплывет на поверхность. И страна пойдет в светлое будущее.