…А мы не Гранты Динки. Но армяне

30/01/2007 Лилит АВАГЯН

“Пока армяне продолжают оставаться овцами, турки – гиенами. Турок есть турок. Турки никогда не станут нацией”. Подобные провинциальные, если не рабис высказывания звучали в эти дни на отечественном радио и телеканалах в исполнении армянскиой интеллигенции и политических деятелей. Особенно усердной оказалась АРФД. Однако события в Турции, связанные с убийством Гранта Динка, и последующее их развитие дали повод для других предположений. Если помните, непосредственно после убийства Динка турецкая интеллигенция обратилась к своим властям с требованием найти и наказать убийцу. Убийца и некоторые причастные к преступлению лица были арестованы на следующий день, однако интеллигенция продолжала обвинять власти Турции в создании условий для процветания атмосферы национализма и нетерпимости. Не отстала от обвинения властей Турции и наша интеллигенция. Однако вспомним, как отнеслась эта жа интелигенция к убийству армянского журналиста Тиграна Нагдаляна. Роберт Кочарян непосредственно заявил, что убийц Нагдаляна необходимо искать среди тех, “кому не дают покоя стабильность и развитие нашей страны” (по интересному совпадению, такие же слова произнес в связи с убийством Динка премер-министр Турции Эрдоган). После убийства Тиграна Нагдаляна прозвучали выступления Роберта Саакяна, Размика Давояна, Ваана Оганесяна, других представителей интеллигенции и руководителей Дашнакцуцюн, в которых не было ни слова об ответственности властей. Никто из выступающих не обвинил власти в создании атмосферы, ставшей причиной убийства известного журналиста, основного свидетеля по делу “27 октября”, а потребовала искать убийцу в рядах оппозиции. А оппозиция практически была лишена права даже выразить соболезнование родным убитого посредством общественного телевидения. Сегодняшняя армянская интеллигенция, следующая идеям Динка, не организовала акций протеста после убийства Нагдаляна. Зато эта интеллигенция и политические партии требуют правосудия от властей соседней Турции. Член АРФД Грайр Карапетян заявил в эфире, что под угрозу поставлена не только жизнь наших соотечественников, проживающих в Турции, но и посещающих ее по тем или иным причинам (между тем, до внутреннего указа премьера Андраника Маргаряна, изданного два года назад, запрещающего армянским чиновникам отдыхать в Турции, эти же чиновники отдыхали там со своими подружками и, как видим, возвратились оттуда целыми и невредимыми).

В выступлениях нашей интеллигенции после убийства Гранта Динка красной нитью проходила мысль о том, что права национальных меньшинств в Турции абсолютно не защищены. Не станем спорить. Однако эти высказывания наводят на мысль о том, как живут в Армении журналисты-представители национальных меньшинств. Никому не известен журналист либо газета национального меньшинства, однако хорошо известно об убийстве на территории своего дома отца пятерых неосвершеннолетних детей, езида по национальности Кярама Авдаляна. До сих пор не завершено расследование дела об убийстве, хотя известны все детали и даже исполнитель преступления. Понятно, что судьба какого-то езида не могла оторвать нашу интеллигенцию от более важного дела, которое заключается в исполнении роли интеллигенции в той или иной партии. Никто из представителей интеллигенции не обвинил власти в создании благодатной почвы для убийства, не защитил представителя национального меньшинства и его права на правосудие. Убийство езида заинтересовало армянскую интеллигенцию лишь тогда, когда отчаявшаяся пожилая мать убитого облила себя и внуков бензином, чтобы предаться огню перед резиденцией президента.

Однако вернемся к убийству Динка. Признаемся, было довольно неприятно слышать высказывания наших политиков и представителей интеллигенции о смелости Гранта Динка, произносимые ими на траурном митинге. Дело в том, что несколько месяцев назад, когда я готовила материал о реальном состоянии дел в армянской общине Турции, о царящей там атмосфере некоторого несоответствия, я обратилась к ряду произносящих жаркие речи на митинге, кто был осведомлен о реальном положении дел в Турции и знают обо всех нюансах, однако они отказались предоставить какую-либо информацию, сославшись на то, что проблема слишком щепетильна, и лучшее освещение проблемы – ее неосвещение.

События последних дней в Турции показали, что проживающие там армяне намного едины и принципиальны, чем наши соотечественники в России. С момента убийства Гранта Динка проживающие в Турции армяне провели ряд акций, не побоялись обвинить власти Турции в убийстве армянского журналиста. А число зверски убитых в России армян уже приближается к третьему десятку. Возникают противоречивые чувства, когда видишь, как напугана и унижена армянская община в дружественной нам России, как грустно после убийства чередного молодого армянина видеть довольное лицо Посла Армении в РФ Армена Смбатяна и его поддельную улыбку перед российскими чиновниками, видеть, как убегают от камеры наши соотечественники, боящиеся произнести пару слов об убитом.

Однако, не надо идти далеко: такая же атмосфера страха и неуверенности царит в Армении, где достаточно сказать: “Привет, Роб”, и ты покойник.