Они поехали в Арцах, чтобы сделать его могущественнее

23/01/2007 Эдик БАГДАСАРЯН

“Если хотите почувствовать вкус страдания, поживите здесь два дня” – говорит учительница Ханум Закоян.

Ситуация в Кашатагском районе Нагорного Карабаха продолжает оставаться в центре внимания ряда организаций диаспоры. Накануне Нового года семейный фонд имени Шаган Натали осуществила в Кашатаге программу “Из рук в руки”, цель которой помочь социально необеспеченным семьям района, решение проблем электроснабжения ряда сел, привлечение внимания диаспоры на нынешнюю ситуацию, требование от правительства НКР осуществления политики заселения и развития района.

“Цель программы не только оказание помощи социально необепеченным семьям, а пробуждение карабахцев. Простые карабахцы не знают, что творится на освобожденных территориях. Они осознают стратегическое значение этих территорий, однако они не имели понятия о ситуации, которую увидели в посещенных нами селах”, – сказал представитель фонда Ара Манукян. Помимо подарков для детей сел Айказян и Але, приготовленных на средства, собранные в США, 16 семьям была выделена финансовая помощь. Эту помощь вручили 16 представителей Мартунинского, Степанакертского и Шушинского районов.

Жительница Мартуни Ира Хачатрян, потерявшая в войне мужа и двух сыновей, была поражена, когда узнала, что несовершеннолетние дети спят без постели и теплых одеял. “Если бы я знала, привезла бы с собой пару одеял”, – сказала она. Дети Айказяна впервые увидели Деда Мороза, и этот день стал для них чудесным праздником. Жители села собрались и отпраздновали с гостями.

Село Айказян было заселено в 1997 году, тогда в селе поселились 60 семей. Сегодня здесь осталось 9 семей.

“Положение очень тяжелое. Удивительно, как народ живет здесь, это героизм. Я встретился с Министром регионального управления и развития инфраструктур Армо Цатуряном для обсуждения данной ситуации. Он сказал, что было бы хорошо, если бы жители покинули эти районы, а я сказал, что мы сделаем все, чтобы они здесь остались. У меня сложилось впечатление, что правительство делает все, чтобы люди ушли отсюда”, – говорит Ара. “Во-первых, личности, не умеющие служить народу, должны быть уволены. Очень быстро надо обеспечить людей всем необходимым – светом, водой, образованием. У нас должна быть программа заселения освобожденных территорий, а сегодняшнее правительство Карабаха ее не имеет, не может и не хочет иметь. В ноябре в Лос -Анжелесе Аркадий Гукасян дал слово, что в течение месяца произойдут изменения, но их нет и, видимо, не будет. Потому диаспора и народ Карабаха должны заставить власти работать”, – сказал Ара.

“Условия для жизни плохие, дома полуразрушены, если так пойдет и дальше, село опустеет”, – говорит глава сельской общины Айказяна Армен Чмоян. У селян есть земля, но нет техники для ее обработки, и это не волнует никого из чиновников. “Вместе с жителями села мы построили на реке Воротан озеро, но строительство не завершено из-за отсутствия финансов. Мы должны заняться разведением рыбы, если бы государство выделило 1 млн драм, мы бы завершили строительство”, – говорит глава общины.

“Мы здесь уже 8 лет, но ничего не изменилось. Если бы на нас обратили небольшое внимание, остальное мы бы создали сами. Хотя бы провели свет. Для женщины главное – электричество, мы обогреваем утюг на печке, стираем вручную”, – говорит учительница географии и истории Гюльнара, у которой трое несовершеннолетних детей.

“Полуразрушенный дом мы перестроили сами, разводим скот, обрабатывем землю. Государство нам ничем не помогло. Но здесь нет даже магазина. Для приобретения продуктов питания нам приходится ехать 55 км до Гориса или 90 км до Бердзора. Свою продукцию мы не можем реализовать, поскольку из-за дальности дороги увеличивается ее себестоимость”, – рассказывает Гюльнара.

“Если вы хотите почувствовать вкус страдания, приезжайте, поживите здесь два дня”, – добавляет учительница Ханум Закоян. Ее супруг – Геворг Мартиросян, является директором местной школы имени Айказа Хачатряна. В школе учатся 45 учащихся. Здесь учатся дети военнослужащих соседних Але, Джанфида, Санасар и Зинаван.
“Я подумал, это земля наших дедов, ее освободили ценой крови, поедем,благоустроим ее. По приезде нам сказали, что осенью обеспечат электроэнергией. Прошло 9 лет с тех пор, а света нет. Учителям выдали по 40.000 драм на стрительство домов. И это вся помощь от государства. Мои знакомые говорят, что я сумасшедший, иначе не оставался бы здесь”, – говорит Геворг Мартиросян.

“За что мы здесь наказаны, ведь и у нас есть право на жизнь. Мы – семья учителей. Приехали из Гюмри поднимать Арцах, а нас уже 9 лет обманывают, что будет свет. Мы и врачи, и сапожники, делаем всякую работу, но ведь жизнь наша уходит. Я мать пятерых детей, а нам приходится зажечь свечу и сидеть рядом. Ради чего мы жертвуем своей жизнью”, – спрашивает Ханум.

www.hetg.am