Участники Дортмундской конференции направили письмо сопредседателям Минской группы ОБСЕ Юрию Мерзлякову и Метью Брайзе, в котором представили альтернативный вариант разрешения Карабахской проблемы, разработанный участниками Дортмундской конференции.
Дортмундская конференция представляет собой неофициальный формат для поисков решения конфликта. Здесь тоже имеются американский и российский сопредседатели-посредники. Только, в отличие от официального формата переговоров, здесь наряду с Арменией и Азербайджаном полноправной стороной является и НКР. Последняя, одиннадцатая встреча в рамках Дортмудской конференции состоялась в прошлом месяце. От армянской стороны в «дортмундском формате» участвуют председатель ДПА Арам Гаспарович Саркисян, бывший министр оброны РА Вагаршак Арутюнян, председатель СКП Гайк Бабуханян, профессор Гайк Манасян и другие.
На днях С. Саркисян, В. Арутюнян и Г. Бабуханян созвали пресс-конференцию, на которой представили детали последней дортмундской встречи. Они рассказали, что, согласно имеющимся у них сведениям, сопредседатели Минской группы собираются обсудить предложения участников Дортмундской конференции на своей очередной встрече, которая состоится в январе. Эти предложения предусматривают отказ от подхода «земли в обмен на безопасность», прекращение взаимной враждебной пропаганды и одинаковые размер уступок, то есть сколько территории передает Армения, столько же освобождает и Азербайджан, и т. д.
Г. Бабуханян высказал мнение, что власти Армении ведут недостаточную работу по урегулированию проблемы Карабаха. По его словам, после того, как НКР в качестве дружеского жеста в отношении Грузии не вошла в Ассоциацию непризнанных государств, Грузия в ответ приняла решение о строительстве железной дороги в обход Армении. «На следующий же день после того, как Грузия дала согласие на строительство дороги Карс-Ахалкалак, Нагорный Карабах должен был вступить в Ассоциацию непризнанных государств, – считает председатель СКП. – Это значит, что по данному вопросу следует вести смелую и в чем-то даже упреждающую политику».
Разработанный на Дортмундской конференции альтернативный вариант урегулирования его участники называют поэтапно-пакетной. Свои предложения они передали также властям конфликтующих сторон, однако до сих пор не получили какого-либо ответа. Организаторы пресс-конференции высказали мнение, что избранный властями нашей страны путь политических переговоров не только ведет в тупик – в случае подписания обсуждаемого сегодня соглашения он может даже привести к новой войне. По их словам, война может вспыхнуть и в случае размещения в зоне конфликта любых миротворческих сил. Они считают, что обществам всех сторон следует раскрыть детали переговоров – чтобы они были готовы принять это решение. «Политические лидеры могут вести переговоры, но только народ может достичь мира», отметил А. Саркисян. А на Дортмундской конференции стороны пришли к выводу, что вопрос территорий нельзя связывать с вопросом статуса Нагорного Карабаха. Кроме того, упомянув о Карсском договоре, А. Саркисян сказал: «Во время наших встреч мы требовали, чтобы азербайджанцы обсудили и вопрос Нахичевана. Армянским участникам Дортмундской конференции не казалось странным, что на переговорах с властями РА Азербайжан занимает очень жесткую позицию, тогда как при выработке дортмунских документов азербайджанская сторона, которая, по словам А. Саркисяна, без ведома своих властей не делала ни шагу, соглашалась на не очень выгодные для нее условия. Это, по мнению А. Саркисяна, объясняется тем, что «Кочарян погряз в коррупции и зависит от международных инстанций».
Участники пресс-конференции утверждают, что для успеха надо принять жесткую тактику на переговорах. Они сообщили также, что в последнем заседании Дортмундской конференции должны были участвовать и сопредседатели Минской группы ОБСЕ, однако они не пришли по вине Кочаряна, поскольку, как отметил А. Саркисян, перед последним раундом конференции Р. Кочарян согласился на вариант возвращения территорий, поэтому сопредседатели решили не устраивать себе лишнюю головную боль. Участники пресс-конференции квалифицировали позицию армянской стороны на официальных переговорах как пораженческую. Кроме того, они напомнили также, что до 1998-го года НКР была стороной переговоров, а сегодня это не так.
Можно ли на основании сказанного ими предположить, что по сравнению с 1998-м годом они констатируют регресс? На этот наш вопрос В. Арутюнян ответил, что да, по части участия НКР имеется явный регресс, однако возник новый подход – идея референдума, которую он оценивает положительно. «Конечно, можно считать, что в течение этих восьми лет Роберт Кочарян, затягивая переговоры, ничего не уступил. Фактически ничего не было уступлено. Однако тенденции переговорного процесса пораженческие», – ответил на этот же вопрос А. Г. Саркисян.