Нелогичные развития

30/10/2005 Армен БАГДАСАРЯН

Одним из важнейших политических событий недели стал, без сомнения, визит президента Кочаряна в Брюссель. Под словом «важнейший» мы, разумеется, имели в виду международное политическое звучание визита, поскольку факты, свидетельствующие о полезности его конкретно для Армении, пока не известны. Взамен этого известно, что в ходе визита президент коснулся взаимоотношений Турция-Евросоюз, а в интервью, данном телеканалу «Евроньюс», посоветовал европейцам задуматься над тем, что Турция не желает покаяться за совершенные в прошлом злодеяния.

Иначе говоря, этот визит Роберта Кочаряна и высказанные им мысли рассердили Турцию и порадовали тех членов Евросоюза, которые желали бы получить дополнительные аргументы для того, чтобы отвергнуть заявку Турции на членство в этой организации. Итак, Турция рассердилась, Европа обрадовалась. А Армения? На этот вопрос нет однозначного ответа по той простой причине, что до сих пор неясно, выгодно Армении членство Турции в ЕС или нет? По словам Роберта Кочаряна, относительно этого вопроса Армения переживает «разноречивые чувства». Давным-давно известно, однако, что во внешней политике нельзя руководствоваться «разноречивыми чувствами» – необходимо сориентироваться и точно определить цель. Но это так, между прочим.

А важнейшим событием внутриполитической жизни стал, несомненно, съезд партии «Республика» под открытым небом. Причем важнейшим оно стало исключительно по той причине, что состоялось под открытым небом. То есть, если бы власти оказались более дальновидными и предоставили партии зал для съезда, он не обрел бы такого политического звучания. Факт, однако, состоит в том, что съезд на свежем воздухе состоялся и политические лидеры оппозиционного поля получили возможность еще раз обосновать свое решительное неприятие конституционных изменений. Кстати, есть мнение, что власти сознательно отказались предоставить «Республике» зал, чтобы побудить ее к активным действиям и организовать, в сущности, митинг. Эту мысль, между прочим, озвучил и Арам Карапетян, заметив, что, мол, «и среди властей есть люди, которые говорят: хватит залов, идите на улицу, сделайте дело – и мы избавимся, и вы». Удастся ли оппозиции 28 ноября «сделать дело», или нет, покажет время. Ясно одно: от исхода референдума зависит очень многое.

Любопытно, что если в оппозиционном лагере намечается тенденция к объединению, то в лагере «да» разногласия углубляются. Борьба здесь, по сути, идет вокруг вопроса, на кого должен опереться в первую очередь президент Кочарян для обеспечения «да» реформированию Конституции – на политические силы или на силовые структуры и их технологии? С одной стороны земляческий союз «Ниг-Апаран» пытается превратить референдум по изменению Конституции в общенациональное празднество и соответствующее шоу, с другой – представитель АРФД Армен Рустамян заявляет, что они выступают против шоу и хотят заставить народ сказать «да» этим изменениям путем идеологических обоснований. Это действительно принципиальный вопрос, хотя в данном случае сочетание обоих подходов не представляет большой сложности. Как в свое время заметил некий деловой человек, родившийся в Италии и достигший больших успехов в США, «доброе слово и пистолет всегда давали больший результат, чем просто доброе слово».

Что же касается экономической жизни Армении, то здесь произошло не слишком важное на первый взгляд событие: курс американского доллара, заложенного в основу бюджета 2006-го года Центральный банк РА предложил учитывать из расчета 420 драмов. Объяснение звучало по меньшей мере странно: экономика Армении развивается более высокими темпами, чем экономика развитых стран. И это в случае, когда несколько ранее падение доллара по отношению к драму объяснялось увеличением объема долларов, в виде частных трансфертов поступающих в страну из-за рубежа (то есть причиной являлся экономический рост не Армении, а, скажем, России).

Действительно ли экономика Армении продолжает развиваться скачкообразно? Из обзора списка 300 наиболее крупных налогоплательщиков Армении становится ясно, что, например, предприятия, производящие цемент, не особенно «развились», тогда как, согласно официальным данным, объемы строительства в Армении увеличились на 50 процентов. Из этого следует одно: либо ложны объемы экономического роста, либо объемы коррупции ничуть не уступают экономическому росту. Очевидно, что в обоих случаях дальнейшее укрепление драма по отношению к доллару какому-либо логическому объяснению не поддается и искусственно.

Так что подождем референдума.