Свободная экономика, живущая в долг

21/01/2007 Бабкен ТУНЯН

Фонд “Heritage Foundation» каждый год публикует индекс экономической либерализации стран мира. СМИ уже успели сообщить, что в этом году Армения занимает 32-е место. Хорошо это или плохо? Что он отражает и как влияет на экономику страны? На днях в клубе «Урбат» («Пятница») представили свои точки зрения экс-премьер РА Хосров Арутюнян и депутат НС Татул Манасерян.

По мнению Х. Арутюняна, с точки зрения достоверности индекс экономической свободы нельзя считать уязвимым, то есть оценки не очень далеки от нашей реальности. Т. Манасерян придерживается прямо противоположного мнения, поскольку данные, служащие основой для оценок, предоставляются правительством или близкими к нему источниками. А эти источники сообщают неверные сведения не только внешним организациям, но даже нашим высокопоставленным государственным деятелям, в том числе и президенту Роберту Кочаряну.

Рост ВВП на 13,5% Т. Манасерян предпочитает назвать не экономическим, а восстановительным ростом. А в этом случае, считает он, такие темпы не могут считаться воодушевляющими. “В послевоенной Германии, например, фиксировался в среднем 35%-ый рост, проинформировал г-н Манасерян. Одновременно он ставит под сомнение официальные данные о нашем росте, поскольку “живущая в долг страна не может иметь такого роста”.

Х. Арутюнян не стал возражать против того, что доклад не идеален, да и не мог быть таковым. Если мы занимаем в списке место выше Франции или Южной Кореи, то это вовсе не значит, что мы обладаем такой же мощной экономикой. 32-е место, занимаемое Арменией, считает экс-премьер, означает, что в Армении были проведены серьезные институциональные изменения – Армения вышла из переходного периода и вступила в этап развития. Здесь г-н Арутюнян отметил важность реформ второго поколения.

Мнения собеседников разнились и по другим вопросам. Так, например, Т. Манасерян считает, что наши власти представления не имеют о будущем страны. “Если кто-то в правительстве представляет, куда идет страна, то я готов извиниться”, – сказал он. “К счастью, я не доктор экономики, поэтому могу взлянуть на все с иной точки зрения, – заметил Х. Арутюнян. – Мне будет очень грустно, если это окажется так, и я восприму это как угрозу всем нам”. Т. Манасерян пытался несколько раз прервать его и заставить назвать хотя бы одно имя, однако экс-премьер не уступил и упорно продолжал гнуть свое.

А на замечание своего оппонента, что ни премьер, ни министр торговли и экономического развития, ни министр финансов ничего не смыслят в экономике, возразил, что в 1999-2000 годах эти же люди достигли серьезных успехов: удалось погасить долги бюджетным работникам, бюджет выполняется и т. д. Т. Манасерян, однако, остался при своем мнении – что информация, достигающая верхов и общественности, не может быть полноценной, поскольку последний расчет ресурсов имел место в 1989 году. По его мнению, изменений не могло быть, поскольку люди остались все те же. Причиной такого положения г-н Манасерян считает неверную кадровую политику, когда министрами той или иной сферы назначаются люди, не имеющие к ним никакого отношения. Депутат не исключил, что есть очень даже сведущие специалисты, однако эти специалисты используют свои знания и умения во зло, например, председатель ЦБ. Х. Арутюнян частично согласился с отсутствием серьезных специалистов, однако, по его мнению, этот пробел касается больше партий, чем правительства.

Поскольку дискуссия отклонилась от темы, а именно доклада “Heritage Foundation”, представим вкратце этот доклад. Эта организация вместе с американской “Уолл-стрит джорнэл” ежегодно поводит оценку степени экономической либерализации разных стран мира, основываясь на 10 критериях: свободе предпринимательства, налогах, защищенности собственности и т. д. Как уже говорилось, Армения занимает 32-е место среди 161 государств, обойдя даже многие европейские страны. В прессе не преминули упомянуть, что Грузия занимает 35-е место, а Азербайджан – 107-е. Отметим, однако что в прошлом году Армения находилась на 27-м месте. Разумеется, это снижение попытались объяснить тем, что в список вошли несколько новых государств, однако на деле не столь важно занимаемое место, а сама оценка. Раньше каждый из 10 критериев, являвшихся основой для оценки, имел градацию от 1 до 5 баллов. В этом году “Heritage” изменил методологию: оценка сейчас производится по процентам. Самая либеральная экономика оценивается в 100%. В этом году Армения получила 69,4%, заняв место в числе “умеренно либеральных” (moderateli free) стран. Эксперты фонда привели оценки прошлых лет в соответствие с новой методологией, и получилось, что по сравнению с прошлым годом Армения ухудшила свой показатель на 5,2%: тогда наша экономика была свободна на 74,6%.

На основе данных, опубликованных на официальном сайте “Heritage Foundation», можно увидеть, какие именно показатели ухудшились. Их четыре: свобода инвестиций, финансовая свобода, защищенность собственности и свобода от коррупции.

В этом году свобода инвестиций оценивалась в 90%, тогда как в этом – составила 60%. В качестве помех для инвестиций указывается коррупция, бюрократизм и слабое действие делового законодательства.

Финансовая свобода снизилась с 90% в прошлом году до 70% в нынешнем.

Защищенность собственности в прошлом году была оценена в 50%, что считается низким показателем. В этом году мы отступили еще дальше – до уровня 30%, сравнившись с Азербайджаном. «Судебная система находится под влиянием исполнительной власти, недоразвита и коррумпирована», – говорится в докладе. Речь идет о конституционных изменениях 2005-го года, которые должны были усилить независимость судебной системы, однако, как указывают авторы доклада, в практической жизни это пока незаметно.

И, наконец, последний критерий – свобода от коррупции. В прошлом году этот показатель составлял 31%, в нынешнем – 29. Это значит, что коррупция возросла на 2%. В качестве разъяснения в докладе говорится лишь следующее: «Коррупция воспринимается как широко распространенная. В списке“Transparency international» Армения по индексу коррупции занимает 88-е место” среди 158 государств. А о том, какие оценки давала “Transparency international», писалось много раз.

Итак, мы уяснили, по каким именно позициям откатилась Армения, однако вы вряд бы узнали об этом из теленовостей.

Если бы по этим четырем позициям мы хотя бы сохранили прошлогодние показатели, то с помощью простых арифметических действий можно было высчитать, что наш обобщенный индекс составил бы 76,6%, то есть мы заняли бы 16-место, сразу после Исландии, набравшей 77,1%.

Впрочем, мы не можем сказать, что это могло дать Армении. Разве что власти в преддверии выборов получили бы очередной повод для хвастовства. Тем не менее, высокое место в списке могло бы помочь в вопросе привлечения инвестиций. Однако и здесь трудно не согласиться с Татулом Манасеряном в том, что иностранные инвестиции в основном политизированы, поскольку для внешних инвесторов имеются гораздо более привлекательные в этом отношении страны: «Прежде всего должны существовать уверенность у внутреннего инвестора». А внутренний инвестор ощущает уровень коррупции и незащищенности не в цифрах, а на собственной шкуре.