Вина возложена на “бесхозность”

17/01/2007 Армине АВЕТЯН

В ноябре 2006 года редакция “168 жам” получила письмо от 160 жителей Тавушской области о незаконной вырубке лесов. Авторы письма были встревожены тем, что леса в их области истребляются и именно рукой охраняющих природу. Они сообщили о том, что с позволения сотрудников Государственного природоохранного управления и при их непосредственном участии на протяжении последних 6 лет вырублен и опустошен лесной массив на территории 15-20 га и в госбюджет не внесено ни одного драма. Зато заплатили руководителю регионального управления структуры Василию Абрамяну. По их словам, В.Абрамян совместно с мэром Иджевана Варужаном Нерсисяном “истребили 500-600 толстоствольных сосен, посаженных в 70-ые годы. Взамен на это он получил от мэра земельный участок по фиктивному аукциону. Кроме того, авторы письма сообщили, что В.Абрамян использует вверенное ему ведомство для собственного обогащения. И не только. Абрамян заявил, что на подобные шаги его толкают сидящие в Ереване руководители, которые требуют высылать ежемесячно 20-25 куб. метров досок, 400-500 куб. метров паркета. Кроме того, ежемесячно он сдает заместителю начальника ПОУ Марзпетуни Камаляну 1000 долларов. В письме отмечено также, что Тавушский отдел ПОУ проводит регулярные проверки на различных предприятиях и вымогает у них 100.000-200.000 драм, регистрируя в документах лишь 1000-2000 драм. В письме на 10 страницах сообщается также о других совершенных и ныне совершаемых многочисленных правонарушениях, в результате которых государство ежемесячно несет убытки в размере 14,5 млн драм. Письмо с аналогичным содержанием тавушцы отправили также Начальнику службы контроля аппарата президента, Министру охраны природы РА Вардану Айвазяну, Генеральному прокурору Армении Агвану Овсепяну, Начальнику Полиции РА Гайку Арутюняну, депутату от Тавуша Арцруну Галумяну и Министру территориального управления Овику Абрамяну. Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по фактам, указанным в письме. Расследование показало, что единственным виновником беззакония является старший государственный инспектор Тавушского регионального управления ОП Самвел Егикян, чье имя также упоминается в письме тавушцев” Старший инспектор С.Егикян незаконно обходит все производственные предпрития, как это делалось в сталинские времена, и собирает у них товар по поручению начальника, обосновывая все тем, что “сверху” требуют доски, паркет, плиты и т.д. Все это реализуется посредством каких-то людей”.

В письме указаны также имена других инспекторов, руководителей ПОУ, имена чиновников из Иджевана, причастных к незаконной вырубке леса и другим правонарушениям. Однако по непонятной причине Генеральная прокурата нашла во всей этой истории лишь одного виновника и возложила на него ответственность за все преступления, причем в смягченной форме. Большие акулы и на этот раз остались в тени.

“В декабре месяце 2005 года С.Егикян произвел ряд проверок в Иджеване и выявил, что на территории Чале близ села Айгеовит, по берегу реки Астхе, на местности Бархудаглие села Азатамут и на территории села Севкар жители села установили металлические емкости, в которых изготавливают древесный уголь из незаконно приобретенной древесины. Взамен на умалчивание о незаконном производстве древесного угля С.Егикян потребовал от его производителей ежемесячный “налог” в размере 5000-10000 драм с каждого и в общем итоге присвоил 308.000 драм в виде взяток”.

На основании этих “доказательств” суд первой инстанции Тавуша предъявил ему обвинение по 4-му пункту 3-ей части статьи 311 Уголовного кодекса РА, которая предусматривает о 4 до 10 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Фактически среди В.Абрамяна, Марзпетуни Камаляна, мэра Иджевана Варужана Нерсисяна и других больших и маленьких чиновников “козлом отпущения” стал лишь один инспектор. И незаконная вырубка леса, вымогательство сотен тысяч драм от предприятий, взятки, полученные от вырубающих лес и закрытие глаз на все эти преступления заменены на “неоднокаратное получение взяток должностным лицом”. Из этого можно предположить, что если Генеральная прокуратура не подтвердила других правонарушений, кроме получения взяток, значит они и не такие уж большие преступления, и совершившие их могут спокойно продолжать свою работу. Вполне очевидно, что по такой логике кроме Самвела Егикяна никто не понесет наказания. Это классический пример сокрытия преступления по-армянски: преступление либо часть преступления возлагается на одного, как правило, самого беззащитного чиновника, а основные участники преступления не только остаются в тени и не привлекаются к ответственности, но и продолжают совершать свои преступления. А тавушцы надеялись на то, что наши правоохранительные органы и другие чиновники, к которым они обратились в своем письме, положат конец незаконному истреблению лесов в их области.