Дядя Ваник – коллекционер

17/01/2007 Лилит СЕЙРАНЯН

28-го декабря 2006 года почти все телеканала сообщили о том, что в рамках уголовного дела, возбужденного в отношении руководителей организации Объединение армянских добровольцев Жирайра Сефиляна и Вардана Малхасяна, сотрудники СНБ арестовали жителя села Лусарат Араратской области Ваана Арояна. Согласно пресс-релизу СНБ, в его доме был обнаружен целый арсенал. Изъяты различного типа пулеметы, автоматы, гранатометы «Муха», переносной зенитный комплекс «Стрела», большое количество гранат, тысячи патронов разного калибра и т. д.

Ваник Ароян, или дядя Ваник, по словам членов Объединения армянских добровольцев, очень известный человек, ибо во время войны проявил себя наилучшим образом и пользовался большим авторитетом. Именно этим и объясняют они столь большое количество хранившегося у него оружия: мол, оно было собрано еще со времен войны. А депутат Амаяк Ованнисян, один из активниых защитников Э. Сефиляа и В.Малхасяна, в состоявшейся на днях беседе заверил нас, что это не военные трофеи и что В. Ароян собрал это оружие в последние годы, поскольку, по словам политолога, коллекционирование оружия было хобби дяди Ваника – наподобие того, как другие собирают марки или, скажем, оловянных солдатиков. О собранном Арояном оружии, говорит А. Ованнисян, знали все в селе. «Я и сам заинтересовался этим человеком, и активисты инициативы «Защита освобожденных территорий» объяснили мне, что этот крестьянин любит собирать оружие. Это хобби. Да, странное хобби, но все же есть люди, которые коллекционируют оружие, и эта любовь иногда переходит в манию», – заявил А. Ованнисян, добавив, что СНБ еще должна доказать, что между «хобби» дяд Ваника и арестом Ж. Сефиляна и В. Малхасяна существует связь. «Правда, оружие найдено в доме Арояна, но этот человек не принимал участия в основном собрании Объединения армянских добрововольцев, утверждает депутат. – Одно лишь то, что он как доброволец воевал в составе этого отряда, еще не означает, что Жирайр как-то связан с этим собиранием оружия, его хобби».

А. Ованнисян признается также, что хобби дяди Ваника не только не нравится ему, но и неприемлемо вообще, поскольку оружие может быть только законным. В то же время он призывает не забывать о презумпции невиновности и не связывать огульно коллекцию дяди Ваника с товарищем Жирайрем, поскольку «оружие было обнаружено в далеком селе у некоего человека, причем об оружии этом знали все – как сельчане, так и структуры СНБ. Всем было известно, что этот человек собирает оружие». А. Ованнисян вспомнил даже свои студенческие годы и Ованеса Христофоровича Баграмяна, рассказавшему ему лично об одном из своих полковников, который после войны усроил для себя целый бункер, поскольку был убежден, что вот-вот начнется третья мировая война. «А значит, то, что этот крестьянин начал копить оружие, – это еще и психологическое следствие войны, и это душевное состояние надо понять. Но говорить, что к этому причастен и Жирайр – неверно. Нужны годы для того, чтобы собрать оставшееся с войны оружие. Но люди здаются и другим вопросом: а где то оружие, которое стреляло на «ТЭЦи круге» и на ереванских улицах? У нас есть регулярная армия, и оружия в частных руках быть не должно», – утверждает А. Ованнисян, добавляя при этом, что арест Ваана Арояна ничуть не заставило его усомниться в правомерности защиты Жирайра Сефиляна. «Мне говорили, что об этом арсенале давно знают сотрудники СНБ, однако они почему-то лишь сейчас сообразили, что его надо арестовать, – говорит депутат. – Поэтому я и напоминаю о презупции невиновности, так что пусть суд определяет, кто и в чем виноват. Я не жалею о своей защите Жирайра и считаю, что фундаментальная позиция Жирайра в вопросе освобожденных территорий необходима нашей стране и позволяет нашим властям быть более последовательными в деле защиты национальных интересов», – добавляет Амаяк Ованнисян.

Кстати, как сообщает «А1+», по утверждению Ваге Григоряна, адвоката Жирайра Сефиляна, Ваан Ароян имел довольно хорошие связи и в СНБ, и в Полиции, и Минобороне. «Он постоянно использовал свои связи для установления порядка в приграничных районах. В своем родном селе, Лусарате, он в любой момент мог объединить людей и сотрудничать с российскими пограничниками в организации действий по обнаружению нарушителей границы. Ваник Ароян оказал множество слуг по выявлению и поимке нарушителей армяно-турецкой границы. Село Лусарат постоянно находится в центре внимания как армянских, так и российских пограничников. Наличие такого арсенала в Лусарате не должно было удивить СНБ», – заявил Ваге Григорян. Он сообщил также, что за свои заслуги Ваник Ароян в 2000 году был награжден памятной медалью Союза добровольцев «Еркрапа», в 2005-м году – памятной медалью имени маршала Баграмяна. Ванику Арояну выражали свою благодарность власти не только Армении, но и НКР. В 1994 г. он удостоился награды Президума ВС НКР, а в 2001-м – награды президента НКР.

Адвокат Жирайра Сефиляна добавил к этому, что его подзащитныйи В. Ароян были боевыми товарищами и что до освобождения Шуши в 1992 г. дядя Ваник служил в роте, которым командовал Сефилян. Однако, по словам адвоката, после войны их встречи стали становиться более редкими – не больше одного-двух раз в год. «Он никогда не говорил Жирайру, какое и сколько оружия у него есть, а Жирайр никогда не предлагал ему сотрудничать в рамках возглавляемой им организации. Ароян всегда говорил, что он ничего не смыслит в политической, общественной деятельности, что он – простой солдат», – сообщает «А1+» со ссылкой на Ваге Григоряна. Адвокат утверждает также, что Ж. Сефилян иел гораздо более тесные контакты в военных кругах, однако обыск был произведен только в доме Ваана Арояна, поскольку твердо знали, что он хранит оружие. По словам В. Григоряна, власти, арестовав дядю Ваника, совершили ошибку. «Они попытались показать завуалированную связь между Вааном Арояном и Жирайрем Сефиляном, однако Ароян никогда не даст показаний против Сефиляна, не скажет того, чего нет. Он очень принципиальный человек и не раз отказывался пользоваться кормушкой власти», – заявил Ваге Григорян.