Вероятность честных выборов ничтожна

17/01/2007 Армен БАГДАСАРЯН

Новогодние праздники остались позади, и внутриполитическая жизнь страны постепенно входит в привычное русло. Это значит, что политические партии вновь стали готовиться к предстоящим парламентским выборам. Активизируются разговоры о возможных предвыборных блоках, активизируются межпартийные переговоры и т. д. А наиболее обсуждаемая тема в околополитических кругах все та же: пройдут ли и эти выборы с прежними позорными нарушениями, или нет?

Что же изменилось с 2003 года? Основной правящей партией по-прежнему остается РПА, Серж Саркисян по-прежнему с этой партией, АРФД по-прежнему провластна и «с понимаем» подходит к «отдельным недостаткам» нашей жизни. Блок «Справедливость» и «Национальное единение» по-прежнему ведут интенсивные переговоры, но, как и всегда, в решающий момент между ними возникнут неразрешимые противоречия, и т. д. В сущности, с 2003-го года не изменилось и отношение общества к властям. А отношение это, если помните, было таким, что на первом этапе президентских выборов Роберт Кочарян не смог набрать 50% голосов, а волну стотысячных митингов удалось погасить лишь массовыми арестами. Утверждать, что после 2003-го жизнь улучшилась и что недовольство населения властями уменьшилось, будет неверно. Более того: за это время жизнь стала дороже (особенно для живущих на зарубежные трансферты), поляризация общества стала еще острее, и т. д., и т. п.

По большому счету, во внутриполитической жизни за все это время произошло лишь одно значимое изменение: возникла новая партия – «Процветающая Армения». Однако членство в этой партии больше похоже на устройство на временную работу: в нее записываются, как правило, те, кто в общем недоволен властями, однако выход из положения связывают не с политическими переменами, а с собственным приспособлением к имеющимся условиям. Например, определенного благосостояния можно достичь постепенно, шаг за шагом – стремясь создать нормальную страну, иметь нормальную работу и пр. Но можно и просто купить лотерейный билет и постараться выиграть «семейный пакет». Все дело в подходе. Другое дело, что с помощью «семейного пакета» невозможно обеспечить повышение степени благосостояния всех и каждого.

Ну да с этим понятно. А вот возможно ли хотя бы теоретически, что предстоящие выборы вновь не будут фальсифицированы? Увы, в том-то и заключается проблема, что это невозможно даже теоретически. Ибо если выборы не будут фальсифицированы (если всем партиям будет предоставлен равный эфир, если предвыборные подкупы будут запрещены, а результаты не будут подправлены и подогнаны), то 65-70% голосов распределится между партиями оппозиции, а 30-35% – между правящими или провластными партиями. Такова объективная реальность. С другой стороны, трудно представить, что, скажем, РПА, АРФД и «Процветающая Армения» будут на одном и том же поле бороться за 30-35% голосов, смиряясь с тем, чо оппозиция будет делить остальные 65-70%. То есть ясно, что партии власти будут конкурировать между собой именно за эти 65-70% «оппозиционных голосов». Иначе говоря, в основу предвыборной борьбы изначально заложен подлог, так что борьба будет вестись лишь за право реализовать фальсифицирование.

Кстати, пусть никого не вводит в заблуждение то обстоятельство, что, по данным различных опросов, рейтинги лидеров оппозиции очень низки и что лишь незначительная часть оппозиционных партий набирает более 5%. Вовсе не исключено, что все эти данные на самом деле соответствуют действительности. Но попытайтесь поставить вопрос иначе, и картина радикальным образом изменится. Скажем, попытаемся выяснить, какая часть населения довольна властями, и окажется, что речь идет в лучшем случае о 25% населения. А это значит, что остальные 75% избирателей сориентируется в сторону той или иной оппозиционной силы и проголосует за нее, либо же вообще не сориентируется и голосовать просто не пойдет. Ибо очевидно, что недовольный властями электорат проголосует в пользу действующих властей только и только за взятку.

Таким образом, на данный момент нет даже теоретической вероятности честных и справедливых выборов. Впрочем, кое-что может еще измениться. До мая ведь еще порядочно времени…