Предстоящие в 2008-м году президентские выборы обсуждаются в двух плоскостях – “правовой” и “прагматичной”. В “правовой” плоскости вопрос обсуждается со следующей точки зрения: президент страны будет избран благодаря голосам народа или массовым подлогам? В “прагматичной” плоскости вопрос поставлен гораздо проще: станет или нет Серж Саркисян президентом в 2008-м? Что и говорить, до 2008-го еще порядочно времени и многое еще может измениться, однако на данный момент вопрос поставлен именно так, поскольку на горизонте не просматривается иных кандидатов в президенты.
И вот во время предновогодней встречи с журналистами президент Роберт Кочарян “между прочим” заметил: “Тот, о ком вы думаете, в 2008-м президентом не станет”. Иначе говоря, он рассматривает вопрос именно в прагматичном ключе. В противном случае он должен был сказать, что в 2008-м президентом станет тот, за кого проголосует народ, а он, как гарант Конституции, сделает все, чтобы выборы были честными. Совершенно понятно, кто это лицо, “о ком думали” журналисты, хотя прямо назвать его и делать анализы – дело неблагодарное, ибо в любой момент может прозвучать вопрос из знаменитого анекдота: “А вы кого имели в виду, товарищ Берия?..”
Итак, на президентских выборах 2008-го нас ждут большие сюрпризы. Сюрпризы, понятно, начнутся в 2007-м, скорее всего, в ходе парламентских выборов. А ведь происходящие в 2006-м процессы были столь предсказуемы!..
Но что же происходило в 2006-м? Не будем тянуть: в смысле внутриполитических событий год был довольно богатым. Существенные изменения произошли в стане как власти, так и оппозиции. В поле власти сформировались две мощные единицы – Республиканская партия и “Процветающая Армения”. Да-да, РПА до июльского съезда и РПА после июльского съезда – это две совершенно разные политические организации. Более того, очевидно, что эта новая организация на предстоящих парламентских выборах будет соперничать в основном с другой новой политической организацией – “Процветающей Арменией“. При этом под соперничеством мы имеем в виду отнюдь не конфронтацию. Это будет скорее старое доброе “соцсоревнование”, которое в советские времена часто организовывалось между городами-побратимами или родственными предприятиями. Скажут друг о друге добрые слова, тепло облобызаются, а под конец состоится торжественная церемония переходящего красного знамени. В сущности, именно это стало особенностью в поле власти 2006-го: властный ресурс был поделен на две части – может быть, из тактических соображений.
Поле оппозиции в уходящем году также подверглось определенной трансформации. “Традиционная” оппозиция (партии, составляющие часть “Единства”, “Национальное единение” и др.) как-то отодвинулись на второй план и по большей части оказались в тени. Возникли новые форматы – Антикриминальное движение, Движение гражданского неповиновения и т. д. В организационном плане все они, как правило, рыхлы, но зато являются сторонниками более практичных и решительных шагов. Одним из важнейших событий 2006-го стали аресты, произведенные для (или под предлогом) предотвращения этих “более практичных шагов”.
Примечательной особенностью 2006-го стало и то, что “окно возможностей” для урегулирования проблемы Карабаха с треском захлопнулось. При этом закрылось оно минимум на полтора года, ибо было заявлено, что переговорный процесс будет “пассивизирован”, а спекуляции на тему Карабаха с внутриполитическими целями аморальны.
Подведем итоги. В 2006-м проблема Карабаха урегулирована не была, и непонятно, имеется ли в этом деле прогресс или регресс. Региональная изоляция Армении усугубилась из-за обострившихся грузино-российских отношений. Оппозиция в этом году оказалась столь же пассивной, как и в предыдущем. Армянский драм “укрепился” еще на 25 процентов (в декабре 2005-го доллар стоил 480 драмов, сейчас – 260), в результате чего отмечается спад экономики. Реальная инфляция достигла огромных размеров, из-за чего Ереван очутился в числе самых дорогих городов мира.
Но зато парламент Франции принял закон о привлечении к уголовной ответственности тех, кто посмеет отрицать геноцид армян. Согласитесь, компенсация совершенно равнозначная.