Отношения Москвы и Тбилиси уже мало напоминают государственные. Об отдельно взятых политических – говорить лишнее. Достаточно вспомнить, что на уровне министров иностранных дел следуют взаимные обвинения в аморальности внешней политики и несовместимости менталитетов. Об отдельно взятых экономических, хотя такое на данный момент не представимо, хотя бы потому, что большинство экономических решений выросло из политических безобразий, поговорить можно.
Они все больше напоминают разборки криминальных групп. И это не преувеличение. В частности, отношение “Газпрома”, обеспечивающего Грузией газом, очень похоже, когда в отношении не исполняющего вовремя долговое обязательство включается “счетчик”. Поначалу Тбилиси было предложено покупать газ по 220 долларов за тысячу кубометров. Но тут же последовала оговорка, что это не еще не уточненная цифра. Грузинские власти ответили возмущенной тирадой – дескать, не подобает так себя вести. “Газпром” выдержал паузу и объявил уточненную стоимость – 230 долларов за тысячу кубометров.
На это опять последовал взрыв эмоций. “Мы не будем покупать газ у “Газпрома” по политической цене!” – заявил президент Михаил Саакашвили. Высокопоставленные грузинские чиновники разъехались по региону и дальше него искать альтернативные источники поставок газа. Премьер-министр Зураб Ногаидели в Вашингтоне убеждал американских патронов дать согласие на сотрудничество с опальным Ираном. Министр энергетики Ника Гилаури в последний месяц, кажется, больше времени провел в Баку, Тегеране и Анкаре, чем в Тбилиси. Президент Саакашвили поехал на саммит глав государств СНГ, чтобы “посмотреть” в глаза российскому президенту, а когда тот, выдержав взгляд, глаз не отвел, попросил помощи у азербайджанского коллеги Ильхама Алиева. Спикер парламента Нино Бурджанадзе все это время привлекала внимание мирового сообщества на различных форумах.
В итоге Вашингтон согласился закрыть глаза на краткосрочное сотрудничество опекаемых им же “революционных властей” Грузии с Ираном. Баку, Тегеран, Анкара успокоили Гилаури – дескать, нерешаемых задач нет. Алиев пообещал помощь Саакашвили, в чем грузинские газеты увидели причину последовавших обострений отношений Москвы и Баку. Громкие заявления Бурджанадзе не остались не услышанными. “Газ у нас будет”, – стали уверять население власти. Но…
Выяснилось, что газа с азербайджанского “Шах-Дениза” для обеспечения нужд Грузии сейчас просто не хватает. Его не хватает и самому Баку, обеспечивающему собственным газом свои же потребности в лучшем случае наполовину, а потому покупающему его у того же “Газпрома”. “Газпром” в свою очередь объявил о намерениях снизить объемы поставок в Азербайджан и повысить стоимость, чтобы Баку не начал перепоставлять его Тбилиси. Анкара же, помпезно приняв грузинскую делегацию во главе с Саакашвили, все-таки чистой дружбе предпочла конкретный механизм по оплате своей доли газа с “Шах-Дениза”, в случае уступки этой самой доли нуждающемуся Тбилиси. Такого документа у грузинской делегации с собой не оказалось, а потому, как сообщила телекомпания CNN-Turk, переговоры зависли. А тут еще, по данным грузинской телекомпании “Рустави-2” Южнокавказский газопровод то ли взорвался, то ли был взорван и о газе с “Шах-Дениза” временно надо забыть. К слову, несмотря на печальность события, оно для Баку оказалось очень даже кстати: в отношении Грузии – хотим помочь, но не получается, в отношении России – Грузии не помогаем газом, перестаньте на нас давить повышением стоимости.
Что мешает Грузии начать импорт из Ирана – не известно. Эксперты полагают, что цена. Иначе переговоры с “Газпромом” не были бы возобновлены. Но… “Газ? Пожалуйста”, – сказали в “Газпроме”. Однако уже по 235 долларов за тысячу кубометров. Тбилиси, что называется, “попал”. И вынужден был согласиться в первом квартале будущего года продолжить импорт российского газа, и уже не по 230 долларов, как предлагалось несколько недель назад, а по новой цене. Остановит “Газпром” включенный счетчик?