Утром 24 декабря возник пожар в цеху 2-11 на заводе “Наирит”. Сгорело два склада химических вещества типа латэтинол объемом 300 тонн каждый. Латэтинол используется при производстве красок. В беседе с нашим корреспондентом директор “Наирита” Карен Исраелян сообщил, что сгоревшее представляет из себя отходы, оставшиеся с советских времен. По мнению специалистов, даже просроченный латэтилен предствляет из себя радиоактивное вещество, которое нельзя выбрасывать просто так. По словам Исраеляна, отбросы сжигаются по требуемым технологиям, однако завод не успевает сжечь отходы прошлых лет. На одном их складов пожар удалось потушить уже в 23:30 вечера. Утром 25 декабря удалось потушить огонь и на втором складе. По словам директора, к счастью, пострадавших нет.
Сгорело 600 тонн химического вещества типа латэтинол. Выехавшей на место пожарной команде удалось локализовать пожар. Напомним, что латэтилен используется в производстве красок. Директор “Наирита” Карен Исраелян сообщил, что сгоревшее представляет из себя отходы, оставшиеся с советских времен. По мнению специалистов, даже просроченный латэтилен предствляет из себя радиоактивное вещество, которое нельзя выбрасывать просто так. Вещество нельзя также просто сжигать, поскольку возникают экологические проблемы. Отходы сжигаются по требуемым технологиям, однако завод не успевает сжечь оставшееся с прошлых лет. Отходы накапливались на территории завода, и остались бы там лежать на неопределенный период. Накопившийся на протяжении лет латэтилен вызвал химическую реакцию, что и стало причиной пожара. “Новые собственники дали слово сжечь отходы”, – сообщил Исраелян.
Пришло время сказать, что аварии на “Наирите” стали обычным явлением. Только на протяжении 4-5 месяцев на заводе произошло 4-5 аварий. Последний пожар произошел несколько дней назад, 22 декабря, когда огонь возник из-за утечки газа из компрессора. 12 декабря сгорел тот же латэтилен, однако пожар был не сильным, и пожарным удалось потушить его. Самая большая авария призошла на “Наирите” 23 сентября, когда в коллекторе компании произошел мощный взрыв, ударная волна которого разрушила около 40 скважин, находящихся на территории Норагавита и Айнтапа, водопровод Норагавита, строения, машины, были ранены люди. В связи с этой крупной аварией было возбуждено уголовное дело в Шенгавитской прокуратуре. Расследование дела пока не завершено, однако выяснились причины взрыва.
“По причине неисправности тары, предназначенной для отходов производства цеха 1-19 завода “Наирит” произошел взрыв, в результате чего 14 кубометров предназначенного для уничтожения взрывоопасного химиката просочилось в производственный коллектор, что и стало причиной взрыва. Данные результаты следствия были подтверждены также в ходе совместного взрывотехнического, химического исследования, а также исследования техники безопасности. На основании выявленных нарушений технологу цеха 1-19 Смбату Газаряну, начальнику смены Оганесу Оганесяну и аппаратчику Меружану Григоряну предъявлено обвинение по статье 231 Уголовного кодекса РА”, – сообщает пресс-служба Генеральной прокуратуры.
Вышеуказанная статья предполагает “Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах” и предусматривает наказание в виде лищения свободы сроком на 4-10 лет. Таким образом, за взрыв на заводе 23 сентября обвиняются эти трое. Между тем, в дни, когда произошел взрыв, ходили слухи, что взрыв произошел из-за отбросов другой компании. Дело в том, что этим мусоропроводом пользуются находящиеся по соседству завод, бензозаправочная станция, аптека и т.д.
“У нас до сих пор есть подозрения, что взрыв произошел из-за смешения в коллекторе отбросов и накопившегося газа. Наши специалисты почувствовали на месте взрыва запах газа”, – сказал Исраелян.
После этого происшествия, по непонятной причине, виновным признан только “Наирит”, несмотря на то, что из-з принадлежности коллектора заводу здесь часто происходят аварии. Между тем, по нашим сведениям, взрыв произошел из-за заправочной станции. Всем известно, кто в Армении занимается бензиновым бизнесом, и нет ничего удивительного, что вина перекладывается на “Наирит”. Вполне понятно, что в подобных случаях наказание должны понести простые работники.
“Есть, конечно, халатное отношение наших работников. После следствия, на суде работники защитят свои интересы, мы – свои. А суд выяснит, кто виноват. А материальную ответственность за причиненный взрывом ущерб понесут те, кого суд признает виновным”, – отметил Исраелян.
Напомним, что в день взрыва жители Норагавита сообщили нам, что владельцев поврежденных машин вызвали в “Наирит” и выдали им компенсацию за причиненный ущерб. В телефонной беседе с нами директор завода опроверг эти данные. Таким образом, расследование и принятие решения по данному факту проходит довольно загадочно. Данные расследования Прокуратуры не убедительны, потому складывается впечатление, что дело “покрывается”, поскольку прокуратура сама посещает объекты, и естественно, уходит оттуда не с пустыми руками. Это так, для заметки.
Напомним, что в августе этого года правительство в очередной раз в обстановке секретности продала завод “Наирит”. Покупателем стал зарегситрированный в Британии немецко-польско-американский консорциум “Райновил Проперти Лимитед”, который, по словам Министра энергетики Армена Мовсисяна, был создан именно с этой целью. В настоящее время 90% акций завода принадлежат именно этому консорциуму, остальные 10% – правительству Армении. Акции “Наирита” куплены за 40 млн долларов, в течение 5 лет консорциум планирует внедрить еще 120 млн долларов. Однако ходят слухи, что “Наирит” поделили наши чиновники вместе со своими российскими коллегами точно так же, как “Зангезурский медно-молибденовый комбинат”, и заявили, что владельцы предприятий, будь они иностранцы или местные, не преследуют никаких целей, кроме получения прибыли. Будь то нормы безопасности, защита окружающей среды либо безопасность собственных работников.