Надо бороться не с образом врага, а против его создания

15/12/2006

Очередная дискуссия в клубе “Прессинг” при газете “168 жам” была посвящена “образу врага” в Армении, Азербайджане и Турции. В брифинге приняли участие также редактор турецкой газеты “Новая Анатолия” Нурсун Эрель и журналисты из Азербайджана Алекпер Алиев и Эльмир Мирзоев. Они находились в Армении по приглашению общественной организации “Кавказского центра миротворческих инициатив” при поддержке посольства Великобритании.

По мнению ведущего, Заместителя главного редактора газеты “168 жам” Армена Багдасаряна, тема обсуждения злободневна сегодня как в Армении, так и в Азербайджане. “К сожалению, в связи с принятием парламентом Франции известного закона в последнее время она стала злободневной и в Турции, где пресса стала интенсивно создавать образ врага”.

А.Багдасарян предложил обсуждать не вопрос о том, где интенсивнее всего идут процессы по созданию указанного образа, а то, стоит ли работать в этом направлении и для чего это необходимо делать. Он подчеркнул также, что агрессивная риторика часто путается с созданием образа врага, хотя подобная риторика свойственна странам, имеющим нерешенные проблемы, связанные с конфликтом. “Однако является ли создание образа врага составляющей частью такой риторики? Очевидно, агресивные призывы будут звучать до решения проблемы Карабаха. Но создавая образ врага сегодня, мы затрудняем дальнейший мир”, – сказал Багдасарян. Он напомнил о фразе, замеченной им на азербайджанском сайте Day.az, где руководительница одного из театров высказалась о своих сотрудниках таким образом: “Они все словно армяне”, т.е. образ армянина и образ врага в данном случае приравнены, что и означает создание образа врага в лице армянина. Надо ли бороться противэтого, или это – нормальное явление, поскольку мы находимся в военном положении.

Депутат НС, советник по информационно-политическим программам телекомпании “Еркир Медиа” Гегам Манукян находит, что надо бороться не против образа врага, а против его создания. Он полагает, что народы не могут быть врагами друг друга. “Турецкий народ не может быть врагом армянского народа и наоборот. Точно также армяне не могут быть врагами азербайджанцев”. Манукян выразил пожелание, чтобы армянам в Азебайджане была предоставлена возможность так же свободно высказывать свое мнение, как это предоставляется азербайджанцам в Армении. “Мне бы хотелось побывать в Азербайджане, организовать там дискуссию. Однако мы два раза обращались в международные инстанции о предоставлении нашей телекомпании возможности поехать в Баку для освещения выборов в этой республике, нам отвечали, что это невозможно”.

Депутат НС Шаварш Кочарян начал свое выступление с цитирования положения из Конституции Армении: “Запрещается использование прав и свобод для разжигания межнациональной розни, насилия или призывов к войне”. Отметив, что подобное положение есть и в Конституции Азебайджана, Кочарян связал формирование атмосферы толерантности с наличием правового государства. “Если бы наши государства были правовыми, мы бы сегодня беседовали по-другому. Потому что если Основной закон запрещает, то и говорить не о чем. Толерантность может сформироваться тогда, когда наши государства станут правовыми”. Другим важным условием, по мнению Кочаряна, должно стать общение между народами. “Данная дискуссия и есть пример такого общения, однако это редкий, единичный пример.Политические деятели должны делать все для организации большего количества подобных общений. Не думаю, что это позволит решить многие проблемы, однако частые встречи позволят нам нормально воспринимать друг друга. А это очень важно”.

Руководитель общественной организации “Кавказский центр миротворческих инициатив” Георгий Ванян согласен, что правильнее не создавать образ врага, а бороться против него. Однако он полагает, что образ уже есть. А в качестве свидетельства своих слов он привел пример ректора ЕГУ, который не позволил турецкой журналистке Нурсун Эрель встретиться со студентами. “Ректор сказал в интервью газете “Аравот”, что у них намечено мероприятие. Но он обманул, поскольку в нашей телефонной беседе заявил, что ноги турчанки не будет в университете. Это уже говорит об определенном образе врага”, – отмечает Ванян. Он привел также пример из университета “Ачарян”, когда декан факультета Международных отношений пригрозил пальцем Эрель, чтобы она вела себя корректно, студенты стали аплодировать. “Наша беда в том, что воспитанник такого лже- партиота проиграет в будущем за столом переговоров “.

Эксперт Института войны и мира Седа Мурадян ответила на вопрос о том, почему студенты аплодировали словам “ведите себя корректно”. “Несколько лет назад во время ночного факельного шествия к Цицернакаберду в день памяти жертв Геноцида группа молодых людей пыталась сжечь флаг Турции, однако полиция не позволила им сделать это. А сегодня мы можем видеть в прямом эфире такую акцию. Я полагаю, это имеет свое воздействие на подсознание общества, что и стало результатом аплодисментов студентов на слова декана”. Мурадян уверена, что борьбу против создания образа врага надо начинать со школы. “Сегодня у нас есть школы, в которых с малых лет проводится углубленное обучение военному делу. Достаточно посмотреть на программу, по которой проводится обучение, чтобы понять, куда мы идем, воспитывая будущих врагов”.

Нурсун Эрель заявила, что не стала расстраиваться по поводу деяния ректора Университета и отметила, что в вузе есть довольно смелые студенты, с которыми они провели интенсивную работу на протяжении последних дней. По ее мнению, лучшим способом борьбы против образа врага могут стать частые контакты. “Мы должны чаще общаться друг с другом, обмениваться мнениями по различным вопросам. Уверена, именно таким способом мы можем высвободиться от образа врага, поскольку такая же атмосфера у нас в отношениях с Грецией”, – сказала Эрель.

По мнению публициста Ваграма Мартиросяна, надо сравниваться ценностями, которые являются для нас истинными ценностями. Надо говорить также о положительных вещах. Он полагает, что идет “модернизация” образа врага. “20 лет назад образом врага для нас была Персия, которая в 451 году напала на Армению. Помню, когда я был маленьким, все думал, как бы отомстить. Но сейчас этого нет”.

Прозвучали мнения о том, что азербайджанские и турецкие СМИ искажают информацию, а слова армянских руководителей и вовсе не передают. Мартиросян говорит, что очень важно создавать нормальные информационные передачи, что поможет также Азербайджану. “Хотя я уверен, что в ближайшее время там ничего не изменится. Но нам не надо впадать в эйфорию, что там диктатура. Не надо искать ошибки в интернете и получать от этого удовольствие. Давайте говорить о вещах, которые можно поправить”, – призвал В.Мартиросян.

Касаясь слов Мартиросяна, журналист Алекпер Алиев сказал: “У нас нет диктатуры. Мы – демократическая республика”. Эти слова Алекперова вызвали смех у собравшихся, на что Алиев ответил, что он говорит об этом всерьез. “У нас нет даже тоталитаризма, у нас все нормально. . Однако он сам относится с улыбкой к очень многому. “Дело в том, что в Азербайджане, как и на всем Южном Кавказе, все приобретает ложные, псевдо-формы. У меня юмористическое, несерьезное отношение ко всем структурам. У нас все смешно. Академия наук, университет, государственные структуры – все это смешно. Я смеюсь над всем этим. И когда вижу, что кто-то, в том числе армяне относятся ко всему этому серьезно, я смеюсь и над этим. Подчеркну, что для меня смешон весь Южный Кавказ”.

Публицист Тигран Паскевичян считает, что образ врага надуман. “ На самом деле выражение “образ врага” придумали обществоведы, чтобы проводить семинары, обсуждения. Можно сказать, что это какое-то “элитарное” общественное либо политическое явление. Паскевичян подчеркнул, что беседы с жителями приграничных районов позволяют понять, что для них не существует понятия “образ врага”. “У них есть понятие бдительности границы, которая разделяет армян и азербайджанцев. Для них существует образ потерянных родственников, который создает среди них путаницу. Образ врага не существует, если его не создаем мы. Получается, что мы ведем борьбу против того, что создаем сами”. Публицист подчеркнул важность отказа от лже-патриотизма, поскольку образ врага создается именно этим. “Когда кто-то публикует в Баку книгу, разместив на ее обложе фото храма Гарни, и пишет, что это памятник Западного Азербайджана, это вызывает у нас смех, однако тем самым автор наносит большой вред своему же народу”. Паскевичян считает, что наша цель – не выяснение кто, кому и сколько раз сказал что-то, а знакомство и признание друг друга. Потому он призвал азербайджанских и турецких журналистов создать возможности для армян, чтобы они могли также высказываться в их странах.

Проблемы сотрудничества коснулась также редактор газеты “168 жам” Сатик Сейранян. “168 жам” сотрудничала с центром “Регион”. Мы предложили своим грузинским и азербайджанским коллегам создать рубрику на эту тему. Мы договорились, чтобы на границе, в районе Садахло, с каждой стороны подошли по одному журналисту от Грузии, Армении и Азербайджана. Азербайджанский журналист отказался печататься под своим именем и подписался под грузинской фамилией. Затем мы предложили вторую тему, однако из-за отказа азербайджанского журналиста продолжения не последовало”, – отметила Сейранян. Она сообщила также, что в “168 жам” часто публикуются материалы из азербайджанской и турецкой прессы, часто неприемлемые для армянской стороны, однако выдаваемые как информация.

Публицист Эльмир Мирзоев посоветовал чуть оторваться от нашего региона. Он полагает, что между нациями никогда не может быть взаимной любви, даже в случае европейских государств. “Просто все это носит скрытый характер, и политический истеблишмент не позволяет нагнетать страсти”. Мирзоев считает, что позиции высших эшелонов власти играют большую роль, чем настроения обществ.

А его коллега Алекпер Алиев позволил себе вставить, что журналисты, посетившие Армению, по возвращении не подвергаются давлению. “Нас не вызывают в полицию, в Службу национальной безопасности, не возбуждают уголовных дел. Однако некоторые псевдо-журналисты и псевдо-общественные организации распространяют против нас гадости. Они оскорбляют нас, обливают нас грязью. Это не остается незамеченным. Власти видят, что происходит. Их не интересует, куда мы едем, но в то же время они не пресекают выпады против нас. Потому искренность государственных структур вызывает сомнение”.

По мнению востоковеда Вардана Восканяна, нельзя подвергать ревизии историю, даже с благими намерениями. То есть, если мы закроем все плохие страницы истории и оставим лишь хорошие, это не даст ничего. Восканян полагает, что проблема – во внутренней этике. “Все читали произведения Раффи, во всех учебниках истории говорится, что в 451 году Персия напала на нас, однако сегодня ни одному армянину и в голову не приходит убить хоть одного перса”, – сказал Восканян.

Касаясь образа врага, он отметил, что большая часть прибывающих в Армению иранцев говорят на азербайджанском языке, но никто против этогого ничего не предпринимает. Ирановед объясняет это тем, что проблема состоит не в этнических различиях, а в азербайджанском государстве.