Плавно, как нож в масло

14/12/2006 Лилит АВАГЯН

Чтобы завоевать электорат, и власти, и оппозиция идут на всяческие ухищрения – разумеется, сообразно собственным представлениям. Оппозиция активно старается не делать ничего (при этом довольно удачно), однако обещает после Рождества выти на улицы и не возвращаться домой: либо туда, либо сюда. Одна из партий власти решила завоевать сердца «сельской интеллигенции» более материальным путем – раздачей продуктов. Вождь еще одной партии власти облекся в образ мудрого руководителя, опытного военачальника, не чуждого также роли «парня с соседнего двора».

Возникает вопрос: если действительно так важно привлечь избирателя и заполучить его голос, то, наверное, можно предположить, что число массовых подлогов и фальсификаций на предстоящих выборах окажется сравнительно меньше? «Сегодня различные силы, в особенности провластные, пытаются всячески завоевать симпатии избирателей. Это значит, что процент массовых подлогов не может оказать существенного влияния на результаты ожидаемых выборов, ибо если есть возможность фальсифицировать на 60% голоса избирателей, то покупать их означает бесцельную трату материальных средств, – считает директор Кавказского института СМИ Александр Искандарян. – Методы соблазнения избирателей, применяемые как оппозицией, так и Республиканской партией и «Процветающей Арменией» однозначно работают на данную партию. Чего можно добиться раздачей картофеля? Голосов! Иное дело – какого процента голосов. Это зависит от того, насколько грамотно будут работать люди, сипользующие подобные технологии. Имеет значение и то, в каких конкретных районах они будут работать, какие конкретно продукты раздавать. Есть и те, которые пытаются достичь успеха на поле имиджа и тем самым привлечь избирателей. Такими методами является частое подписание публичных докуметов, частое появление на людях, принятие образа «отца народа» и т. д. Использование такого рода политических технологий также направлено на добычу голосов. А то, какой именно образ сработет в пользу кандидата, опять-таки зависит от его правильного выбора. Это может быть образ «отца народа», «мудрого правителя», «своего парня». В армянской действительности имеются и экзотические образы, но они, как говорится, из жругой оперы».

А что выигрывает оппозиция, утверждающая, что выйдет на улицы, и на этот раз надолго? По мнению политолога А. Искандаряна, оппозиция таким образом подстраховывает себя и готовит почву для того, чтобы после выборов, получив незначительное число голосов, заявить, что выборы опять были фальсифицированы. «В отличие от Армении, где борьба идет за голоса, в России, где также ожидаются выборы, политические силы борются вовсе не за голоса – они плевать хотели на голоса избирателей! Борьба там идет за то, чтобы оказаться возможно ближе к телу Путина. Потому что именно уходящий Путин будет решать, как распределятся голоса. А в Армении, кажется, не уходящий Кочарян будет решать, как распределятся голоса. Или же в политическом поле не уверены, что рапределение голосов будет определять Кочарян».

В политологическом смысле исход как парламентских, так и особенно президентских выборов, по мнению А. Искандаряна, ясен. В парламент, считает он, пройдут 2-3 партии. Очевидно, что это будут РПА, АРФД и партия «Процветающая Армения» (ППА), хотя трудно определить, сколько именно голосов получить ППА. «Это политическая партия, которая еще должна показать себя на политическом рынке. В парламент войдет также небольшая, не больше двадцати, группа деятелей из тех, кого в Армении принято считать оппозицией», – говорит политолог. Вполне вероятно, что перед самыми выборами появится какая-нибудь новая партия (такое часто бывает в Армении – как в свое время появились «Страна законности» или «объединенные трудовики»). Не исключено также, что если дела «процветателей» пойдут не столь хорошо, то в качестве таковой в парламент просунут именно ППА. «Политическая система Армении проста – и после выборов она останется в руках полутора партий. Бдут одна-две партии власти, одна партия полувласти, а поле оппозиции вновь останется пустым – просто несколько прилизанных личностей будут прикидываться, будто они являются видными оппозиционерами, – утверждлает А. Искандарян. – Если оппозиция объединится, выставит единого кандидата, наделит этого лидера привлекательным имиджем, вооружит грамотной идеологией, и если этот лидер не будет талдычить только уб уходе нынешней «клики», но и объяснит, что именно станет делать после ухода этой «клики», и двинется вперед, то в этом случае он может рассчитывать на серьезное число голосов. В этом случае власть сама будет обивать пороги оппозиции – если не с целью уступок, то хотя бы для переговоров. Я хочу сказать, что поле для действий имеется. Но сегодня я, по крайней мере, не в вижу внутри того, что зовется оппозицией, силу объединиться, выдвинуть единого кандидата и защищать его».

Тем не менее, признается политолог, он не отрицает, что может и ошибиться в своих прогнозах. А вероятность этой ошибки он обусловил тако: «Иногда случаются и чудеса». Результаты президентских выборов для А. Искандаряна еще более очевидны. «В соответствии со шкалой принятой в нашем политическом поле градации ценностной системы я могу назвать имя будущего президента. Его могут назвать все. Против него нет никакого противодействия. До президентских выборов еще два года. И если за это время на чью-нибудь голову не свалится кирпич, если его не поглотит внезапное наводнение или иное стихийное бедствие, то иотг президентских выборов предрешен. И на его пути не будет никакой мешающей, препятствующей силы (что является наилучшим подтверждением рассплывчатости нашего политического поля). Это позволяет утверждать, что этот кандидат займет президентское кресло столь же плавно, как плавно входит в масло нож».